Какого президента хочет страна. Антон Красовский — об изнанке выборов
Как Прохоров стал кандидатом в президенты
24 сентября 2011 года стало понятно, что Владимир Путин опять станет президентом. Потом он предложил пойти на выборы и Прохорову, и мы позвали Михаила на эфир программы «НТВшники», которой я руководил, — там мы и познакомились. Спустя две недели со мной связалась советник Михаила Прохорова Юлиана Слащева и попросила прийти на митинг «За честные выборы» 24 декабря 2011 года, на котором должен был быть сам Прохоров, а на следующий день после митинга Михаил позвонил мне сам, позвал в гости и предложил возглавить его избирательную кампанию.
Первое, что я сделал, — слетал на встречу с Валентиной и Татьяной Юмашевыми. Мне арендовали самый маленький самолет, он долетел до Лиона, оттуда я на вертолете добрался до Куршевеля, где и состоялась встреча. Валентин Борисович сказал, что он не ожидал моего назначения на пост главы избирательной кампании — его, как предполагалось, должен был занять Александр Волошин. На мой вопрос о том, что теперь следует делать, он предложил «всех выслушать, а после уже решать» — такие вот советы я получил от моих товарищей, которые руководили сперва выборами Ельцина в 1996-м, а потом в сущности Путина в 2000-м.
Владимир Путин предсказуемо стал президентом России. Непредсказуемым оказалось третье место Михаила Прохорова. На начальном этапе предвыборной гонки его рейтинг составлял около нуля процентов.
Как разочаровать избирателей
За три недели нам удалось поднять рейтинг до шести процентов. В какой-то момент стало понятно, что электоральный потолок достигнут: Михаил Прохоров обогнал Сергея Миронова, но впереди еще оставался Владимир Жириновский. Месяц мы не могли сдвинуть показатели рейтингов, хотя на телевидении Прохоров стал появляться чаще Жириновского. Мы поняли, что народ попросту не верит в то, что он может победить, и перестали врать: президентом Михаил Прохоров стать не сможет, но у него может быть другое политическое будущее. В какой-то момент и я, и сам Михаил, наверное, в это поверили. У нас появился лозунг, который потом растиражировался всеми неудачниками России и СНГ: «Все только начинается…» После нас его использовал Алексей Навальный и несколько человек на Украине.
Выяснилось, что если сказать людям, что сейчас ничего не получится, но, может, лет через двадцать что-то произойдет, приходит еще пять процентов избирателей, которые готовы потерпеть. Которые надеются дожить. Так мы и вышли на третье федеральное место.
Но после, конечно, ничего не произошло — восемь миллионов человек, которые отдали голос за Прохорова, считают себя обманутыми. Это же произошло и с теми, кто на думских выборах голосовал за «Справедливую Россию», оказавшуюся самой омерзительной фракцией этой Думы. Среди голосовавших были и умные, образованные люди, считавшие, что они точно знают, кому нужно отдать свой голос. А главное, что этот свой голос непременно нужно кому-то отдать. Что от этого голоса на фиктивных выборах хоть что-то зависит.
Это же случится и с теми, кто в этом году искренне собирается пойти и проголосовать.
Зачем идти на выборы
Когда говорят, что голосовать нужно для улучшения общественных настроений, встает вопрос: а улучшились ли они от того, что какой-нибудь Дмитрий Гудков был в Государственной Думе все эти годы? Госдума, как и Совет Федераций, — это не парламент, а скорее административный отдел, такая регистратура которая ставит на исходящих документах треугольную печать. Даже если представить ситуацию, в которой все известные нам демократы оказались в Госдуме — а их человек семь-десять — и на очередном голосовании «Закона Димы Яковлева» они высказались бы против, то что делать еще с 300 депутатами от «Единой России», которые будут действовать единогласно?
«Единая Россия» в этом году предлагает отдать Госдуму на откуп очень странным и в то же время не совсем отвратительным персонажам. Володин ищет новых людей, которые будут способны хоть каким-то образом вырабатывать рабочую повестку. Так вот смысл не в том, чтоб пойти и безрезультатно проголосовать за никчемных так называемых либералов, а в том, чтоб найти и проголосовать за десять депутатов от «Единой России», которые откажутся голосовать за присланный из Администрации президента подлый закон. Вот тогда мы можем рассчитывать, что в 2030 году президентом страны станет не Владимир Путин. Я полагаю, ни у кого тут нет надежды, что в 2018 и 2024 годах президентом станет кто-то другой.
Как Путин получает большинство голосов
За время избирательной кампании Михаила Прохорова мне так и не удалось понять, как все-таки голосуют люди, что такое «вбросы» и насколько они масштабны и контролируемы. Я не знаю, как устроена система, но видел процесс изменения результатов в сторону ожидаемого прогноза от Дальнего Востока к Калининграду. Ежеминутно на телефон поступали отчеты. Когда начал голосовать Дальний Восток и Петропавловск-Камчатский, в какой-то момент Михаил Прохоров был даже на первом месте: люди на Дальнем Востоке голосуют протестно, но поскольку их мало, они не представляют большого интереса для ответственных за исход выборов. На Урале же, где доминирует рабочий класс, Путин наиболее популярен среди избирателей. Сибирский федеральный округ является эмблематическим. Если посмотреть, как голосует Красноярск и Новосибирск, можно понять, как проголосует вся страна.
Еще я до сих пор не понял, по каким принципам люди по всей стране выбирают президента, что нужно сделать, чтобы они проголосовали за другого кандидата. Зато выяснилась главная причина, по которой народ никогда не проголосует за демократическую оппозицию. Она заключается в том, что ее просто никто не знает, а, узнавая, она вызывает у подавляющего большинства дикую неприязнь. Инаугурацию 2012 года я встречал во Владивостоке, в странном кафе на берегу Золотого Рога. По телевизору шел матч, мы попросили переключить, они неохотно согласились. На экране был момент: стояли рядом президенты Дмитрий Медведев и Владимир Путин, а в толпе девочка 19 лет, показывая на президента Медведева, спрашивала у своего парня: «А это кто?» Оказалось, даже Дмитрия Медведева знают не все.
Когда люди наконец-то побегут на выборы?
Если исход выборов для человека становится очевидным, он может не пойти на выборы. И если такое происходит, обычно случается какая-то условная неожиданность, как на выборах мэра Москвы в 2013 году: все избиратели Сергея Собянина не пришли. Именно такой низкой явкой избирателей мэра и объяснялись такие высокие цифры у Навального, избиратели которого пришли все как один. Это была ошибка власти, ибо наличие кандидата Навального, как и наличие Прохорова в 2012 году, было нужно ей только для того, чтобы повысить явку: чем она выше, тем лучше рейтинг у партии власти, так как основной избиратель, не идущий на выборы, — это избиратель Путина. На выборах мэра Москвы явка составила 24,5 процента — худший показатель за всю историю выборов московского градоначальника. А все потому, что все, голосующие за власть, знали, что и так победит Собянин.
Власть такой ошибки больше не допустит.
Но если у страны будет надежда, что победит какой-либо другой альтернативный кандидат, она будет голосовать за него. Даже если поставить в равные условия Путина и Шойгу, люди проголосуют за второго. А если Зюганов будет стоять в телевизионном эфире четвертым сюжетом в программе «Время», но ни в коем случае не в «Вестях недели», то проголосуют за Путина.
Народ сер, но мудр. Он должен верить, что предлагаемая альтернатива реальна. Он ценит свой голос и не отдаст его заведомому лузеру.
Эволюция президента Путина
Главный талант Владимира Путина заключается в том, что он умеет нравиться. Тогда, в 1999-м, он понравился Ельцину и людям, близким к нему. Они считали, что будущее в молодежи и что страна хочет нового и молодого правителя, хотя она хотела Евгения Примакова, который таким не являлся. Люди желали перемен и верили, что перемены могут произойти, потому что за последние 20 лет они происходили постоянно. Страна была тогда очень экспрессивная, как Украина сейчас, но уже немножко устала и ждала стабильности. Нужен был человек, который смог бы дать гарантии и заставить народ поверить.
Теперь, спустя много лет, Путин устал, ему надоело бесконечно врать, и он стал самим собой: брезгливым, чванливым, равнодушным мещанином на троне.
Я был на открытии ельцинского центра в Екатеринбурге, куда прилетал Владимир Путин. Было видно, что для него это абсолютно не личное мероприятие, а скорее часть обязательств, которые он дал. Он прилетел, прочитал текст, который никогда раньше не видел, и улетел.
Сейчас в поведении Владимира Путина появился нюанс, который начинает раздражать избирателей: этакая снисходительность. Люди, даже когда сильно влюблены, это считывают и терпеть такое отношение долго не могут. Его манера общения с людьми постепенно меняется. Первый раз в разговоре с народом — с родственниками погибших на подлодке «Курск» моряков — он не был подготовлен, и ему пришлось импровизировать — он тогда разговаривал точно так же, как сейчас Аркадий Дворкович на встрече с родственниками шахтеров затопленных шахт. После беседы с родными подводников с «Курска» он включил начальника. В этом амплуа Владимир Путин пребывал вплоть до 2008 года, пока его не сменил Медведев. С точки зрения вербального общения с людьми идеальным человеком был Борис Ельцин, хотя это не помогло спасти его рейтинг. Лучшие моменты из своей знаменитой прощальной речи он написал сам, она до сих пор трогает большое количество людей, даже тех, которые родились уже после его правления.
Итак, когда Владимир Путин вернулся в 2012 году, его настроение изменилось, словно после митинга на Болотной он почувствовал, что люди как будто разочарованы и неблагодарны. Он начал с того, что поменял мироощущение в его собственной «тусовочке» — заставил людей мечтать не об офшорах и девочках в баре, а о Крыме и плюсах санкций.
Когда он увидел, как легко манипулировать мнением ста очень богатых и значимых людей, у него появилась его брезгливость. Люди, которые еще три года назад приезжали к нему запросто, теперь не могут попасть в его кабинет без приглашения. Имеющих такую возможность осталось, наверное, человек пять. Остальные больше не знают, как себя вести. Например, Кадыров не встречался с ним практически год после убийства Немцова, за которым последовали митинги в Чечне. Путин создал вокруг себя систему, которая полностью завязана на нем.
Когда ждать преемника
По спискам партию «Единая Россия» должен возглавить Дмитрий Медведев, но решение пока не принято окончательно: его антирейтинг очень высок, так как все плохое, что сейчас происходит в стране, у народа ассоциируется с ним. При этом рейтинг Путина неизменен. «Единую Россию» в этом году точно не возглавят Собянин и Шойгу, потому что иначе это будет указание на преемника, а он в 2018 году не нужен. Соответственно, будет принято какое-то странное решение, которое вынесет сам президент.
Никто, кроме него, не может принять какое-либо решение, и все настолько боятся этой инициативы, что на освободившееся место уполномоченного по правам человека — конституционную должность! — ни Совет Федерации, ни «Единая Россия» своих кандидатов не выдвинули. Все ждут, когда это сделает сам президент, и решение может оказаться совершенно неожиданным. Например, Владимиру Путину захочется увидеть на этом месте актрису Лию Ахеджакову или генерала МВД (в итоге генерала МВД Москалькову и назначили).
В последнее время Путин сам, при личной встрече, назначает людей на все должности вплоть до замминистра. Чтобы занять какой-либо пост, нужно отсидеть в очереди к президенту. Стенограмма прошлой встречи Владимира Путина с Владимиром Мединским представляет собой длинный отчет министра культуры о проделанной работе, который завершается единственной репликой президента: «Хорошо». И она в полной мере характеризует сложившуюся систему.