Панов, Кацман и Гусейнов пытаются устроиться на работу
Редакция сайта «Сноб» вместе с Георгием Абдушелишвили провела небольшой тест, иллюстрирующий проблему дискриминации в России по этническому признаку
-
- Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин; фотоматериалы: Getty Images/Fotobank
Тест был сделан по мотивам проведенного в 2003 году в США исследования: сотням американских компаний и правительственных учреждений были разосланы резюме; половина из них были подписаны именами, более характерными для белых, а вторая половина — для чернокожих жителей страны.
Выяснилось, что условные «белые» в среднем получили на 50% больше приглашений на интервью, чем условные «цветные». Кроме того, оказалось, что дополнительные навыки, указанные в резюме, не приводят к увеличению числа положительных откликов для цветных (в отличие от белых).Опрошенные работодатели объясняли такое свое отношение тем, что у цветных, как правило, хуже образование, социальное происхождение и пр.
Обнаружились и «побочные эффекты» этой ситуации — тем, кто подвергается дискриминации, получать образование просто невыгодно — зачем учиться, если тебя все равно никуда не возьмут?
Редакция сайта «Сноб» и член клуба «Сноб», старший партнер консалтинговой компании Ward Howell International Георгий Абдушелишвили провели похожий эксперимент в миниатюре. Абдушелишвили составил три практически безупречных резюме на позицию директора по продажам, а мы разослали их через портал HeadHunter в российские компании, выставившие соответствующую вакансию. Отличались резюме только фамилиями кандидатов: Панов, Кацман, Гусейнов. Мы хотели проверить, повлияет ли это отличие на готовность компаний рассмотреть соответствующую кандидатуру.
Пока мы ожидали ответа компаний, Георгий Абдушелишвили поделился своими впечатлениями о том, как устроена дискриминация при приеме на работу в России.

У нас дискриминация охватывает гораздо больше признаков, чем просто «черный» и «белый». Она охватывает мужчин и женщин, молодых и старых, инвалидов и здоровых, лесбиянок и гетеросексуалов и т.д. Для корпоративного мира этот вопрос шире, чем просто «дагестанец — русский». Кавказцев, например, мы побаиваемся и в бытовом смысле, потому что они дерутся, взрывают, несдержанны и т.д.
Культура бизнеса пронизана культурой владельца. Кадровая политика диктуется не выгодой, не потребностями бизнеса, а эмоцией руководителя, его личными предпочтениями
Через две недели мы получили следующие данные:

Надо принять эту статистику к сведению, а дальше подумать, кем мы хотим быть в будущем. Мы лично. Мы как компания. Мы как страна. Мы хотим в будущем быть другими? Тогда давайте инициировать какие-то поступки. Если говорить о реальной жизни, то статистика показывала, что турки в Германии газеты лучше продают. Если мы хотим, чтобы турки в будущем не только газеты продавали, мы запускаем какую-то инициативу. Таким образом мы двинемся из пункта А в пункт Б.

У нас дискриминация охватывает гораздо больше признаков, чем просто «черный» и «белый». Она охватывает мужчин и женщин, молодых и старых, инвалидов и здоровых, лесбиянок и гетеросексуалов и т.д. Для корпоративного мира этот вопрос шире, чем просто «дагестанец — русский». Кавказцев, например, мы побаиваемся и в бытовом смысле, потому что они дерутся, взрывают, несдержанны и т.д.
Культура бизнеса пронизана культурой владельца. Кадровая политика диктуется не выгодой, не потребностями бизнеса, а эмоцией руководителя, его личными предпочтениями
Эту реплику поддерживают: