Тест был сделан по мотивам проведенного в 2003 году в США исследования: сотням американских компаний и правительственных учреждений были разосланы резюме; половина из них были подписаны именами, более характерными для белых, а вторая половина — для чернокожих жителей страны.

Выяснилось, что условные «белые» в среднем получили на 50% больше приглашений на интервью, чем условные «цветные». Кроме того, оказалось, что дополнительные навыки, указанные в резюме, не приводят к увеличению числа положительных откликов для цветных (в отличие от белых). Опрошенные работодатели объясняли такое свое отношение тем, что у цветных, как правило, хуже образование, социальное происхождение и пр.

Обнаружились и «побочные эффекты» этой ситуации — тем, кто подвергается дискриминации, получать образование просто невыгодно — зачем учиться, если тебя все равно никуда не возьмут?

Редакция сайта «Сноб» и член клуба «Сноб», старший партнер консалтинговой компании Ward Howell International Георгий Абдушелишвили провели похожий эксперимент в миниатюре. Абдушелишвили составил три практически безупречных резюме на позицию директора по продажам, а мы разослали их через портал HeadHunter в российские компании, выставившие соответствующую вакансию. Отличались резюме только фамилиями кандидатов: Панов, Кацман, Гусейнов. Мы хотели проверить, повлияет ли это отличие на готовность компаний рассмотреть соответствующую кандидатуру.

Пока мы ожидали ответа компаний, Георгий Абдушелишвили поделился своими впечатлениями о том, как устроена дискриминация при приеме на работу в России.

 

Через две недели мы получили следующие данные: