Поставки выросли впервые после введения в августе 2014 года продовольственного эмбарго, говорится в отчете Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и MilkNews. Импорт вырос в первую очередь из Белоруссии — на 41 процент, из Сербии — на 87 процентов, из Армении — в два раза. Оттуда приезжают традиционные сыры по средним ценам.

Белорусские производители поставляют свою продукцию по отпускным ценам ниже средних российских цен: 250-255 рублей против 280-302 рублей за килограмм. Из Сербии и Армении, которые занимают небольшую долю российского рынка, поставляют в основном молодые сыры, рассказал исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов.

Импортные сыры часто продают в России под собственными торговыми марками крупных федеральных сетей. В пресс-службе X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сообщили, что проводят тендеры раз в месяц. В конкурсах выигрывают обычно российские или белорусские заводы. В магазинах группы компаний «Дикси» большая часть импортных сыров — белорусского и сербского производства, рассказала директор по внешним связям компании Екатерина Куманина. Сербский поставщик производит для «Дикси» сыр, который потом продается под торговой маркой «Д». В январе-марте «Дикси» увеличил число импортных и российских сыров на 25 процентов.

На фоне роста импорта резко замедлилось производство российских сыров, отмечается в отчете «Союзмолока». В первом квартале 2016 года их выпуск вырос только на 1,2 процента, тогда как год назад темпы прироста достигали 36 процентов. В 2015 году сыры были основным драйвером молочного рынка — их производство выросло на 18,5 процента. Белов связывает замедление темпов выпуска сыров со снижением спроса на них из-за падения реальных доходов россиян, дефицитом сырного молока, высоким уровнем конкуренции с белорусскими компаниями и снижением рентабельности производства. Большинство россиян не готовы покупать сыр дороже 200-250 рублей за килограмм, сказал один из российских сыроделов. Однако продавать сыр дешевле 200 рублей будет убыточно для добросовестного производителя.

В «Союзмолоке» также подсчитали, что в 2015 году россияне стали покупать сыр реже на 1,9 процента, но уже в первом квартале 2016 года спрос вырос на 12,2 процента. По оценке министерства сельского хозяйства, доля российской продукции на рынке достигала 81,3 процента. Согласно доктрине продовольственной безопасности, ее минимальное значение должно составлять 90 процентов к 2020 году.