Еще год назад Beat Film Festival был фестивалем актуального документального кино про музыку. В 2016-м Beat заявил о новом формате — теперь фест включает девять секций и помимо, естественно, «Музыки», среди них есть «Спорт», «События», «Искусство». Beat следует завету Джона Кейджа, утверждавшего, что музыка звучит всегда, просто иногда мы перестаем ее слышать. Так и фестиваль — находит музыку, бит и драйв в политике и спорте, contempotrary art, моде и, конечно, людях: в программе фильмы о современной культуре в самом широком смысле (насколько свободно вы в ней себя чувствуете, поможет проверить наш тест). Выбираем лидеров в каждом разделе Beat’а.

Кадр из фильма «Джунун»
Кадр из фильма «Джунун»

1. «Музыка»

«Джунун» Пола Томаса Андерсона

Пол Томас Андерсон, или Пи Ти Эй, как ласково называют его поклонники, — первый мегаломан современного кино, режиссер «Ночей в стиле буги», «Магнолии», «Нефти» и «Мастера», создающий эпические кинополотна о Человеке и Истории (только так, с большой буквы, на мелочи в своих игровых фильмах Андерсон не разменивается), дебютировал в доке. Вместе с любимым музыкантом Джонни Гривудом, соло-гитаристом Radiohead (группа, кстати, только что выпустила новый альбом A Moon Shaped Pool, доступный для прослушивания и покупки), саунд-продюсером Найджелом Годричем и израильским композитором Шай Бен-Цуром Андерсон поехал в индийский Раджастан и стал очевидцем работы трио гостей и местных фолк-музыкантов над удивительным проектом Junun. Кажется, что режиссер впервые усмирил собственные амбиции и целиком доверился героям. И музыке. Точнее, так — Музыке: в многоохватном киномире Андерсона маленькие буквы никак не предусмотрены.

Также в программе «Музыка»: «Всем зрелищам зрелище» — карнавальный коллаж хроники старинных цирковых выступлений от исландского остроумца Бенедикта Эрлингссона; «Олег и редкие искусства» — редкая возможность вплотную приблизиться к петербургскому гению и чудаку Олегу Каравайчуку; «ЛеФ» — портрет Леонида Федорова, непарадный и очень артистичный; «Мы — X Japan» — история главной японской рок-группы, обладающая немалой и зрелищной, и образовательной ценностью; «В ожидании Б.» — впечатляющий гротеск о палаточном городке фанатов Бейонсе, основанный на исключительно реальных событиях.

Кадр из фильма «Собачье сердце»
Кадр из фильма «Собачье сердце»

2. «Искусство»

«Собачье сердце» Лори Андерсон

Интимное и философское видеоэссе — режиссерский дебют великой американской певицы, моментально угодивший в конкурс Венецианского кинофестиваля. Об этом нежном фильме, посвященном покойному мужу Лори Лу Риду, мы сообщали в итоговом венецианском репортаже, но хватит уже читать про «Собачье сердце», лучше, не откладывая, его посмотреть.

Также в программе «Искусство»: «Мэпплторп: Только полюбуйтесь» — трепетная кинобиография великого американского фотографа, превращавшего в арт всё, к чему прикасался; «Времена года в Кенси: Четыре портрета Джона Берджера» — поэтичная тетралогия о британском писателе, мыслителе, искусствоведе и режиссере, снятая при непосредственном участии дивы и ближайшей подруги Берджера Тильды Свинтон.

Кадр из фильма «SOS матросу!»
Кадр из фильма «SOS матросу!»

3. «События»

«SOS матросу!» Дэнни Дрисдейла

Фильм закрытия Beat Film Festival — кругосветное плавание с группой «Мумий Тролль». Американский клипмейкер сдружился с русской группой и не просто преодолел семь морей и побывал во всех секретных местах Владивостока-2015, но стал практически частью семьи мумий-троллей: его фильм отличается отменно доверительной интонацией. Да, и несмотря на то что закадровый текст принадлежит Илье Лагутенко, «SOS матросу» — коллективный портрет, никто из участников группы не остался в тени.

Также в программе «События»: «Daft Punk: Освобожденные» — фильм открытия Beat Film Festival, уникальный VIP-пропуск в мир самой загадочной группы планеты; Placebo: Alt.Russia — хроника русского тура британских глэм-рокеров, кино и ослепительное, и ироничное, преамбула к осенним концертам Placebo в Москве и Петербурге, с живым Брайаном Молко на премьере в кинотеатре «Октябрь»; «Реквием по американской мечте» — must see для всех приверженцев левых идей, эксклюзивная встреча с философом-марксистом Ноамом Хомски.

Кадр из фильма «Златан. Начало»
Кадр из фильма «Златан. Начало»

4. «Спорт»

«Златан. Начало» Магнуса и Фредрика Герттенов

Златан Ибрагимович — звезда футбола? Не надо преуменьшать: поп-звезда, идол уровня Бекхэма. Только моложе и круче. Про Ибрагимовича сочиняют анекдоты — какой другой спортсмен может этим похвастать? Год назад в видеопроекте Bleacher Report Златан зачитал лучшие шутки о себе на камеру: «Однажды Златан убил два камня одной птицей» — гениальное метафорическое признание профессиональных данных нападающего шведской сборной, разве нет? В «Златане. Начало» есть и юмор, и спорт, и раритетные кадры, которых нигде, кроме как в кино, не увидеть.

Также в программе «Спорт»: «Бег — это свобода» — обращение к бунтарским и романтическим истокам современных марафонов.

Кадр из фильма «Невинность воспоминаний»
Кадр из фильма «Невинность воспоминаний»

5. Future of the World

«Невинность воспоминаний» Гранта Джи

Самый эстетский фильм фестиваля участвует в форуме о будущем литературы и языка в эпоху цифровых технологий. «Невинность воспоминаний» — рассказ о Музее невинности, романе Орхана Памука и настоящем стамбульском музее, инспирированном книгой. Но работа британского документалиста и меломана Гранта Джи (он снимал о Joy Division, Rolling Stones, Radiohead) гораздо больше традиционного неигрового арт-фильма: это почти что нуар, предлагающий медленный меланхоличный трип в тайны города и человеческих отношений.

Также в программе Future of the World: «Горькое озеро» — эпический 137-минутный киноклип, посвященный кровавым встречам Запада и Востока; с цитатами из Андрея Тарковского и острыми политическими мотивами.

Кадр из фильма «Дженис: Маленькая девочка грустит»
Кадр из фильма «Дженис: Маленькая девочка грустит»

6. American Rebels by Levi’s

«Дженис: Маленькая девочка грустит» Эми Берг

Внятный и эмоциональный фильм-блюз о Дженис Джоплин, снятый спустя 45 лет после смерти героини — на взлете, в 27 лет, по официальной версии — от передозировки. Участник внеконкурсной программы Венецианского кинофестиваля.

Также в программе American Rebels by Levi’s: «Зигги Стардаст и пауки с Марса» — концертный док 1973 года, ничуть не постаревший, напротив, сохранивший и шик, и шок, потому что Дэвид Боуи — навсегда; «Дядя Говард» — очень личный портрет нью-йоркского режиссера Говарда Брукнера, автора культового фильма о Берроузе и жертве СПИДа, сделанный его племянником Аароном; «Levi’s 501: История легендарных джинсов» — 15 минут настоящего рок-н-ролла о важнейшем предмете одежды.

Кадр из фильма «Фонко»
Кадр из фильма «Фонко»

7. «Миллениалы»

«Фонко» Горана Хьюго Олссона, Ламина Даниэля Ядамы, Ларса Лёвена

В программе Beat’a с самым экзотическим названием — самый экзотический участник, музобоз клубной культуры африканских мегаполисов. Предыдущий нашумевший фильм одного из режиссеров «Фонко» Горана Хьюго Олссона назывался «О насилии» и поддерживал устойчивый миф о «черном континенте» как колыбели гражданских войн. Новая картина предлагает более неожиданный ракурс, хотя вулканическая энергия распирает и мирную музыкальную жизнь. Не спать!

Также в программе «Миллениалы»: «Холодный мир Hot Sugar» — история странной жизни и творчества Ника Кенига, эталонного художника XXI века твиттера и тумблера; «Когда земля кажется легкой» — вдохновенное киностихотворение о «поганой молодежи», юных «цветах зла», говоря проще, скейтерах из Тбилиси.

Кадр из фильма «Скотт Уокер: Человек 30-го века»
Кадр из фильма «Скотт Уокер: Человек 30-го века»

8. «Ретро»

«Скотт Уокер: Человек 30-го века» Стивена Кайака

Хит ретроспективной секции Beat’а посвящен Скотту Уокеру, музыканту космического масштаба. Среди героев и поклонников Уокера — Дэвид Боуи, его памяти показ тоже отчасти посвящен.

Также в программе «Ретро»: «Знакомиться с людьми просто» — уже классика музыкального дока, фильм Гранта Джи о Radiohead; «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» — один из самых популярных участников прошлогоднего фестиваля, торжество буйной танцевальной анархии и ностальгии.

9. «Смена»

«Смена» — единственная конкурсная программа Beat Film Festival, стартовая площадка для молодых кинематографистов, продюсерский проект фестиваля, растящего собственные кадры. Выбирать лучшего среди юных российских документалистов будет международное жюри, посмотреть же стоит всю семерку участников — хотя бы из любопытства.