Марк Завадский /

Китайские биржи бьют Нью-Йорк и Лондон

Гонконгская фондовая биржа вышла на первое место по IPO в 2009 году. Но на пятки Гонконгу уже наступает Шанхай: в Китае сейчас проще привлечь капитал, чем где бы то ни было

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

2009 год можно назвать удачным для двух главных бирж большого Китая — Гонконг заканчивает год на уверенном первом месте в мире по объемам IPO, Шанхай до последнего времени держался вторым и лишь в последний месяц пропустил вперед Нью-Йоркскую биржу. Понятно, что китайцам сильно помог кризис, приостановивший новые листинги на крупных западных площадках: Лондона, скажем, в этом году нет даже в первой десятке. Да и абсолютные показатели того же Гонконга далеки от рекордов прошлых лет — в 2006 году город также финишировал первым, но тогда здесь IPO собрали в два раза больше денег, чем в кризисном 2009-м.

То есть, с одной стороны, успех Гонконга можно считать аномалией. Понятно, что уже в 2010 году ему будет очень сложно конкурировать и с Нью-Йорком, и с Лондоном, но с другой — это можно считать знаком новой тенденции. Центр экономической активности постепенно перемещается с Запада на Восток, здесь же сегодня накапливаются основные финансовые ресурсы, а значит, и условия для листинга становятся все более привлекательными.

Так случилось, что в начале декабря мне удалось довольно плотно пообщаться с нынешним президентом гонконгской фондовой биржи Рональдом Аркулли. Вообще в Гонконге у Аркулли уже сложилась репутация человека, который не любит говорить лишнего и отлично умеет этого не делать. Так и в интервью (здесь его полный текст) Аркулли был предельно дипломатичен, стараясь не обидеть ни одного из конкурентов и возможных партнеров, разве что на «больной» для Гонконга сингапурской теме позволил себе быть чуть более резким — серьезным конкурентом Сингапур в Гонконге не считают.

И, наверное, правильно. Вообще конкуренция между фондовыми рынками стала по-настоящему глобальной: компании ищут возможности для листинга вне зависимости от географической близости площадки, тем более что обычно листингуются офшорные компании.

Сегодня Гонконг выполняет две основные функции: служит «окном в мир» для китайских компаний и «окном в Китай» для иностранных игроков, которые пытаются закрепиться на китайском рынке.

По первому направлению у города пока нет серьезных конкурентов, китайскому «крупняку», особенно с серьезным государственным участием, действительно проще листинговаться в понятном Гонконге, чем пытать счастье в Нью-Йорке и Лондоне. Для среднего бизнеса выбор уже больше — это и Nasdaq, и площадки в Западной Европе, и даже Южная Корея — в последние два года здесь провели IPO несколько средних китайских компаний.

Зато по второму пункту — вполне. Уже в следующем году в Шанхае планируют начать ограниченный листинг иностранных компаний, что будет означать, что монополия Гонконга на этом направлении заканчивается. Понятно, что до полной конвертируемости юаня, до которой ждать еще минимум десять лет, Шанхай вряд ли превратится в полноценный международный финансовый центр, но для компаний, которые собираются активно развиваться внутри КНР, листинг в Шанхае уже скоро будет предпочтительнее Гонконга — здесь выше показатель P/E, да и репутационный выигрыш будет больше. Понятно, что листинговаться придется в юанях, так что это будет интересно только для тех компаний, которые собираются направить полученные средства на расширение бизнеса в Китае, но думаю, что такие планы есть у большинства крупных корпораций.

Комментировать Всего 4 комментария

А как, кстати в Гонконге обстоит с борьбой с бонусами? Или там этими глупостями не занимаются?

Бонусы в Гонконге

В Гонконге с бонусами все в порядке: сотрудники компаний хотят их получать, а собственники "под кризисный шумок" срочно переделывают контракты с такими сотрудниками на следующий год.

Листинг в КНР

Марк, абсолютно с тобой согласен.

Идея проведения IPO в континентальном Китае, будь то Шанхай или Шэньчжэнь, сама по себе абсурдна, если предполагаемому эмитенту не на что потратить полученные при размещении юани. В то же время абсолютно логичными будут выглядеть первые китайские IPO таких сильных международных брендов, как Coca-Cola, McDonald's и Wall-Mart, о чем активно заговорили еще летом прошлого года.

смотря какие цели преследуешь.. все что мне предлагали китайские товарищи в сянгане слегка пугает))