Вадим Рутковский: Порно, политика, духовность. Ключевые слова ММКФ
Правительство Москвы отметило год росийского кино по-своему — перерыв весь Новый Арбат и поставив потенциальных зрителей ММКФ перед почти непреодолимыми препятствиями: добираться до главной площадки, кинотеатра «Октябрь», придется по ямам и канавам, и на пятачке у «Октября» уже не покуришь, не обменяешься впечатлениями. Но, с другой стороны, ММКФ за свою почтенную историю привык к условиям, приближеным к экстремальным, так что, уверен, и эту неприятность, и эту власть фестиваль переживет — плиточники уйдут, а он останется. Фильмов на Московском международном, даже с учетом кризиса и сокращения фестивальных дней до восьми, все равно больше, чем в Канне и Венеции вместе взятых. Разобраться в 22 программах не просто даже прожженному киноману. На открытии будет показан новейший шедевр Сергея Александровича Соловьева «Ке-ды», о котором я подробно рассказывал зимой после показа неоконченной версии. На закрытии — фильм Вуди Аллена «Светская жизнь», вскоре после фестиваля выходящий в широкий прокат. Остальные хедлайнеры ММКФ попробуем классифицировать по ключевым словам.
1. Порно
Одна из самых эффектных программ ММКФ — детище Кирилла Разлогова «Секс Еда Культура Смерть». Здесь Ч документальный фильм Кармине Аморозо (ММКФ 1997-го года открыл его пряную комедию «Каким ты меня хочешь») «Порно и свобода», историческое исследование, размышляющее, насколько правомерен знак равенства между вынесенными в заглавие словами. Одна из героинь — депутат парламента Илона Сталлер, также известная как Чиччолина. Здесь и «Стоять прямо» Алена Гироди (подробнее — в моем каннском репортаже), гарантированная провокация; впрочем, ради острых ощущений и ходят на фестивальные показы, а Гироди компенсирует вызывающую порнографическую сексуальность фильма сказочными мотивами и эстетской формой. Абсолютный сюрприз этой секции фестиваля — новейший фильм итальянца Давиде Феррарио, одинаково уверенно чувствующего себя и в доке, и в игровом кино. «SEXXX», творческая копродукция с хореографом Маттео Леваджи, — фильм об обнаженном человеческом теле на сцене.
Картины с условным тэгом #порно можно найти не только в разделе «Секс Еда Культура Смерть». Так авторскую программу Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было» открывает долгожданная российская премьера «Машины любви» Павла Руминова. Точнее, Джеральда — Руминов, сыгравший в этом лирическом порнофильме и главную мужскую роль (в главной женской — его спутница в реальной жизни Наталья Анисимова), подписал картину новым именем. На стыке гей-порно и романтики в духе Ричарда Линклейтера (так рекомендует картину сам куратор) сделан французский фильм «Тео и Юго в одной лодке» Жака Мартино и Оливье Дюкастеля. Минкульт может сколько угодно закрывать глаза на первичные половые признаки и отказывать в выдаче прокатных удостоверений фильмам с формально порнографическими сценами — искусство от этого не перестанет выходить за рамки допустимой в унылом пуританском мире откровенности.
2. Политика