Португалия — Уэльс. Шансы на выход в финал: 70 на 30 

За Португалию 

И ненавидите вы нас. Португа—ия — анти-Исландия. Негатив самой белой, самой обожаемой команды турнира, красиво падшей в матче против Франции. Радость света постигается через тьму. Жизнь героя чистого, как лед Исландии, поддерживает вертлявый, крадущийся супостат с глазами опасной ночи и ножиком за пазухой. За неимением худшего на эту роль человечество, наблюдающее за Евро-2016, выбрало Португалию. Миру кажется нечистым ее путь к полуфиналу. В качестве неопровержимого доказательства неприятной сущности сборной Португалии предъявляется тот факт, что она не выиграла ни одного матча в основное время (три ничьи на первой стадии, победа над хорватами в дополнительное время и выигранная серия пенальти у поляков). Говорят о вязком, выматывающем, мутящем и соперника, и зрителя футболе Португалии. Зрителям не нравится, что именно так играет вместе со своими товарищами Криштиану Роналду — трехкратный обладатель мирового футбольного «Оскара», «Золотого мяча». Сказать больше, зрителю все больше и больше не нравится сам Криштиану Роналду, и это никак не связано с тем, как и во что он играет со сборной Португалии. Это новый захватывающий сюжет индустрии зрелищ — слишком большой и важный, чтобы говорить о нем в связи с рекогносцировкой полуфиналов. Мы, что называется, обязательно к нему вернемся.

На все это очень легко возразить. Португалия никак не похожа на черта, решившего погонять мяч. Видали мы чертей похлеще (Греция-2004, прости). Победа над Хорватией в дополнительное время — это тоже победа, пусть и с изрядной долей везения. Победа в серии пенальти засчитывается, как известно. И уж, конечно, Португалия менее заслуживала послематчевой муки, чем Польша. У Португалии есть мировые звезды в каждой линии (Пепе, Криштиану, Ренату Санчиш в свои 18 лет — уже звезда), но это неровная, несбалансированная команда. За последние 20 лет Португалия приезжала на большие турниры и в более блистательном составе (например, на ЧМ-2006, где Португалия тоже играла в полуфинале).  Португалия-2016 играет, очень отчетливо понимая меру своих возможностей. Это зрелый, умный футбол. И конечно, эти парни понимают, чувствуют, слышат, что они не нравятся публике. Это делает Португалию сильнее. Неприязнь, враждебность способна объединять не меньше любви. 

Уэльс без Рэмзи. Аарон Рэмзи — это примерно треть могущества Уэльса. Этой трети Уэльса с Португалией не будет. Правило дисквалификации за две желтые карточки, которым в старину боролись с живодерами в футболе, продолжает действовать в современности и обкрадывать зрителя. Рэмзи был лучшим игроком в день исторической победы Уэльса над Бельгией. Без него число вариантов развития атаки Уэльса снижается ровно вдвое. Забеги Гаррета Бэйла, по всему, должны смотреться безнадежно. 

Криштиану: Bale calling. Одна из сенсаций Евро-2016 — растворение Криштиану в общей трудовой повинности. Это выглядит, как если бы Кейт Мосс собирала рис вместе с вьетнамскими крестьянами. И воспринимается публикой как артистическая поза португальца. Такая его поза мало кому нравится. Велика вероятность, что в матче против Уэльса Роналду выйдет из нее. Матч Уэльс — Португалия нехитро промотируется во всем мире как поединок Бэйла и Криштиану Роналду, товарищей по мадридскому «Реалу», на сегодняшний день двух самых дорогих игроков мирового футбола (за Бэйла «Реал» заплатил 100 миллионов евро, за Роналду — 94 миллиона). На такие прямые вызовы Криштиану реагирует прямыми действиями. 

За Уэльс

Нет Рэмзи — нам и лучше. Отсутствие Рэмзи упрощает стратегию Уэльса против Португалии. Пробиться к чужим воротам будет так трудно, что лучше всего целиком посвятить себя страже ворот собственных. Уэльс великолепно может защищаться умением и, тем более, числом. Его превосходство в воздушном бою, по всему, должно быть подавляющим. Поэтому Португалия будет обречена на долгие розыгрыши мяча, если, конечно, ее тренер Фернанду Сантуш вдруг не решит подарить Уэльсу этот мяч. Что, конечно, в этой ситуации совсем не значит — подарить матч.

Франция — Германия. Шансы на выход в финал — 70 на 30

За Францию

Германия после войны с Италией. Германия заплатила очень высокую цену за победу над Италией. Эта битва забрала у чемпионов мира столько сил, сколько не забирал ни один матч на больших турнирах последние 10 лет — как раз с того дня, когда Германия проиграла у себя дома полуфинал тем же итальянцам в дополнительное время. Помимо этого, они потеряли на поле сражения трех важнейших своих бойцов — Хедира (травма), Гомеса (травма), Хуммельса (дисквалификация).

Свежесть. Несмотря на то что для Франции только один матч стал по-настоящему легким (против Исландии), всякий раз складывалось впечатление, что она тратит для победы ровно столько топлива, сколько требовалось.

Разнообразие. Ни один из вариантов ведения игры Германии не должен вызвать смятения в рядах Франции. Если Германия уйдет к своим воротам, то это будет самый привычный для Франции ход игры: в трех из пяти своих матчей на турнире они играли осаду. Если же Германия рискнет предложить более открытый вариант игры, то в мире нет команды, которая могла бы так быстро развивать свою атаку в условиях разреженного пространства, как Франция. Что мы увидели в матче против Исландии.

За Германию

История. Германия девять раз выбивала из турнира его хозяев, причем шесть раз на стадии полуфинала (последний случай — самый громкий, уничтожение Бразилии — 7:1). Что значит эта историческая справка? Какое отношение она имеет к этой команде и обстоятельствам конкретного матча? Это только указание на некую генетическую способность немецкой команды, ее выдержку, стрессоустойчивость в условиях ажиотажа. Умение обращать его в свою пользу.

Можно тянуть до серии пенальти. Ни одна команда мира не подходит к серии пенальти с таким заведомым преимуществом, как Германия. Мануэль Нойер отбивает каждый третий пенальти. В мире есть вратари, которые делают это еще лучше. Но они не играют за сборные своих стран или это такие сборные, которые не пробиваются на высоту плей-офф решающих турниров.

Германия умеет быть Италией. Это значит, что она может все. Один из упреков тренеру сборной Германии Йоакиму Леву после матча против Италии звучал так: «Зачем было уподобляться Италии и тянуть волынку до серии пенальти, когда можно было все решить раньше, оставаясь Германией?» Теперь уже, конечно, не установить, могла ли Германия прийти к полуфиналу более коротким путем. Но этот опыт показывает, что Германия, подобно Италии, умеет вязать соперника по рукам и ногам, не давая ему вздохнуть. 

При поддержке: