1.

Автомобилестроение: двигатель внутреннего сгорания

О приоритете на изобретение ДВС не утихают споры. Работоспособные образцы построили и француз Этьен Ленуар, и немец Николаус Отто, и трудившийся в Санкт-Петербурге серб Огнеслав Степанович Костович. Причем последний целенаправленно создал его для дирижабля и аэроплана собственной конструкции. Но двигатель изготовил, а дирижабль с аэропланом — нет. И только когда уже лошади перестали пугаться самодвижущихся экипажей, мысль о полете обрела реальность. Авиационные двигатели были гораздо мощнее автомобильных и совершеннее конструктивно. Однако факт остается фактом: этот матч автомобиль у самолета выиграл.

Фото: www.waterandpower.org
Фото: www.waterandpower.org

Авиапром: аэродинамика

Об аэродинамике создатели автомобилей задумались в начале 1920-х годов. Примечательно, что такие новаторы в этой области, как Эдмунд Румплер, прежде конструировали аэропланы. И авиационный опыт оказался весьма кстати: как высоко в небе, так и у земли законы перемещения твердого тела в газообразной среде одинаковы. Разница состояла лишь в том, что самолету необходимо было взлететь и удерживаться в воздухе, а автомобилю требовалось не отрываться от дороги. Но это инженеры вскоре поняли.

Фото: Daimler AG
Фото: Daimler AG

2.

Автомобилестроение: колеса

Легкие колеса на проволочных спицах, которые автомобиль, в свою очередь, позаимствовал у велосипеда, оказались лучше лыж братьев Райт. Аэропланы последователей братьев-пионеров взмывали в небо уже с колес. Впрочем, британский пионер аэронавтики сэр Джордж Кейли еще в начале XIX века предложил идею спицованных колес.

Фото: www.fortepan.hu
Фото: www.fortepan.hu

Авиапром: колпаки на колеса

Престижные автомобили «золотого века», периода 1920–1930-х годов, щеголяли колпаками, закрывавшими проволочные или деревянные спицы колес. Решение подсмотрели в авиации, где оно использовалось для снижения аэродинамического сопротивления и предотвращения набивания грязи в шасси. Колпаки нередко выполняли из «крылатого металла» — алюминия — полируя их до блеска.

Фото: Darin Schnabel/Courtesy of Bonhams Auction
Фото: Darin Schnabel/Courtesy of Bonhams Auction

3.

Автомобилестроение: дверь для «Аэрокобры»

Американский истребитель времен Второй мировой войны Bell P-39 Airacobra, в отличие от своих соперников, оснащался не сдвижным колпаком пилотской кабины («фонарем»), а дверьми автомобильного типа. Кроме того, поскольку двигатель «Аэрокобры» находился позади кабины, от него к редуктору винта шел настоящий вал — почти как в автомобилях.

Фото: www.waralbum.ru
Фото: www.waralbum.ru

Авиапром: автопилот

Программно-аппаратный комплекс, направляющий воздушное судно по заданному курсу, впервые разработан американской Sperry Corporation еще в 1912 году. В 1930-е автопилоты уже применялись на регулярных авиалиниях. А в 1947 году самолет C-54 военно-воздушных сил США совершил на автопилоте трансатлантический перелет. Однако еще в 1910-е годы на американском легковом автомобиле Peerless стоял примитивный прибор для поддержания постоянной скорости. Более продвинутый Auto-Pilot изобрел в 1948 году инженер Ральф Титор. Устройство использовалось на моделях Chrysler и Imperial 1958 года. В любом случае, автомобильные «круиз-контроли» и «темпоматы» были проще самолетных, поскольку от них не требовалось регулировать курс по высоте и тангажу. Современные «адаптивные круиз-контроли» не только удерживают заданную скорость, но и сохраняют дистанцию и положение автомобиля в полосе движения. А со следующего года в Гётеборге начнется опытная эксплуатация 100 полностью автоматических автомобилей Volvo.

Фото: Volvo Cars Corporation
Фото: Volvo Cars Corporation

4.

Автомобилестроение: кресло Recaro

Пассажиры Airbus помимо инструкции по безопасности, размещенной в кресле впереди сидящего пассажира, могут прочесть также акроним Recaro. Известная на весь мир марка сидений когда-то была кузовостроительной мастерской Stuttgarter Karosseriewerk Reutter & Co, GmbH. Она основана 100 лет назад. Предприятие располагалось в пригороде Штутгарта — Цуффенхаузене, по соседству с заводом Porsche. Первого декабря 1963 года семейство Ройтеров уступило соседу кузовной цех вместе с 950 рабочими, а с оставшимися 250 сосредоточилось на изготовлении автомобильных кресел. Для нового дела использовали марку Recaro (Reutter + Carosserie). В 1971 году Recaro выпустила свое первое авиационное кресло.

Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов

Авиапром: ремни безопасности

Впервые ремни безопасности использовал в 1913 году знаменитый «петлист», пилот-исполнитель «мертвых петель», француз Адольф Пегу. В 1930-е кресла самолетов регулярных авиалиний оборудовались ремнями. Однако мы вправе оспорить приоритет авиаторов: еще на заре автомобилизма гонщики привязывали себя ремнями к креслу. Современные трехточечные ремни безопасности разработал для автомобилей Volvo инженер Нильс Болин, до этого служивший конструктором кресел в авиационном отделении компании SAAB.

Фото: Volvo Cars Corporation
Фото: Volvo Cars Corporation

5.

Автомобилестроение: дизайн кабины Airbus A300/A310

Проект 2603 — так назывался проект, который вела компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG в 1980–1984 годах по заказу европейского авиастроительного консорциума Airbus. В рамках задания требовалось создать кабину пилотов, оснащенную цифровыми комплексами авионики — EFIS и ЕСАМ. Электроника позволила сократить экипаж до двух человек и тем самым увеличить вместимость салона на один ряд. Кабину Porsche первыми получили лайнеры А310 и А300-600. Главным дизайнером Porsche в этот период был Анатолий Федорович Лапин.

Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG
Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG

Авиапром: кили американских автомобилей

Впервые декоративные кили появились на задних крыльях автомобилей Cadillac в 1948 году. Идею главный дизайнер корпорации General Motors Харли Эрл подсмотрел еще до начала Второй мировой войны у авиастроителей: ему по знакомству показали секретный тяжелый истребитель Lockheed P-38 Lightning. У этого самолета было два двигателя, две хвостовых балки и два вертикальных стабилизатора. В 1950-е находку Cadillac подхватили конкуренты. К концу 1950-х кили достигли гипертрофированных размеров, а в начале 1960-х исчезли столь же быстро, как и появились.

Иллюстрация из рекламной брошюры корпорации General Motors к Американской выставке в Москве 1959 года
Иллюстрация из рекламной брошюры корпорации General Motors к Американской выставке в Москве 1959 года

6.

Автомобилестроение: стеклоочистители

Жительница города Бирмингем, штат Алабама, Мери Андерсон получила 10 ноября 1903 года патент за номером 743 801 на «устройство, очищающее стекло». 1903-й стал годом стеклоочистителей: за три месяца до мисс Андерсон заявку на «очиститель стекол самодвижущихся кэбов» в американское патентное бюро подал Роберт Дугласс, а в Великобритании 9 октября ирладцу Джеймсу Генри Апджону выдали патент на «аппарат по очистке стекол экипажей, автомобилей и др.» С 1916 года американские автомобили начали оснащаться «дворниками» с ручным приводом. Затем наступил черед вакуумного и электрического приводов. Вероятно, в авиации стеклоочистители впервые применены на английском пассажирско-почтовом Armstrong-Whitworth AW.15 в 1930 году. Как и в автомобилях, в самолетах также разбрызгивается и особая жидкость для чистки стекол.

Фото: www.airbus.com
Фото: www.airbus.com

Авиапром: легкие материалы

Германский металлург Альфред Вилм на заводе Dürener Metallwerke AG в 1903 году изобрел сплав «дюралюмин», из которого в 1915 году компания Junkers Flugzeug- und Motorenwerke AG построила первый в мире цельнометаллический самолет. В начале 1920-х технологию адаптировали наш авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и американец Уильям Бушнел Стаут. Причем последний конструировал из «дюраля» как автомобили, так и аэропланы. Самая известная его крылатая машина — Trimotor — выпускалась автомобильной компанией Форда. Автомобилестроители понемногу осваивали легкие сплавы. Начали с поршней и головок цилиндров, затем перешли к картерам коробок передач, рычагам подвески, колесам и кузовам. Сегодня по примеру авиапрома, широко используют не только алюминиевые сплавы, но и магниевые, а также углепластик.

Фото: Audi AG
Фото: Audi AG

7.

Автомобилестроение: фары

Посадочные огни — так это называется в авиации. А еще посадочно-рулежные фары и фары для освещения полосы вбок (именно так: runway turnoff light) и еще куча специальных огней — светотехника современного авиалайнера разнообразна. Автомобиль немногим уступает: ближний и дальний свет, дневные ходовые огни, указатели поворотов и их повторители, «противотуманки» и «аварийка», дополнительные фары для «заглядывания за поворот», задние фонари. На заре автомобилизма все выглядело куда скромнее и тусклее: вместо пронзительных светодиодов жалкие керосиновые или ацетиленовые светильники спереди. И красный фонарь сзади — железнодорожная традиция. Генератор, аккумулятор и лампочки накаливания появились только спустя четверть века после изобретения автомобиля. Примерно столько же потребовалось, чтобы фары появились у аэропланов — когда летать стали чаще и дальше, и нередко приземляться в ночь. Только вот самолет на десять лет моложе автомобиля.

Авиастроители сегодня отстают: в автомобильных фарах лампы накаливания все чаще заменяют светодиодами, тогда как максимум, на что отважилась компания Boeing, так это применить на своем сверхсовременном 787 Dreamliner светодиодные аэронавигационные огни.

Фото: www.airbus.com
Фото: www.airbus.com

Авиапром: АБС

Антиблокировочные системы впервые появились в тормозах американских самолетов еще в начале 1930-х. Первым советским самолетом с АБС стал Ил-18. Так что Юрий Гагарин прилетел в Москву на самолете с АБС. Попытки адаптировать антиблокировочную систему для автомобилей начались только в конце 1950-х (известное механическое устройство Dunlop Maxaret). В 1965 году в продажу поступил первый автомобиль, оснащенный АБС, — английский Jensen Interceptor FF. В 1978 году наиболее дорогая модификация 450SEL 6.9 седана Mercedes-Benz S-класса (W116) получила электронную АБС компании Bosch AG.

Фото: Денис Орлов
Фото: Денис Орлов