Фото: Мария Цыбульская
Фото: Мария Цыбульская

Алексей Бердечников и Елена Шмараева всегда думали, что для открытия своего бизнеса нужно получить наследство или встретить на улице инвестора. Оказалось, достаточно собрать рюкзак с инструментами и начать чинить велосипеды. Теперь Елена выходит утром из однокомнатной квартиры на «Динамо», сажает трехлетнего сына Германа на велосипед и аккуратно, по тротуарам, едет в район Марьиной Рощи. До полуподвального помещения, соседствующего со спортзалом, Елена доезжает за 25 минут (может и быстрее — за 15, но уже без сына). Здесь в конце июня открылась мастерская «Веломобиля» — семейного бизнеса по ремонту и прокату велосипедов. Компания существует два года и за это время из склада велосипедов на балконе и в прихожей доросла до собственного помещения, а Алексей и Елена надеются, что когда-нибудь смогут объединить вокруг бренда велосипедную тусовку Москвы.

Любовь и велосипеды

— Мы познакомились в Вышнем Волочке Тверской области, откуда мы оба родом. И было это… двенадцать лет назад?

— Нет, одиннадцать, — слова Алексея заглушает кофемашина, тарахтящая на всю комнату, заставленную велосипедами. У одной из стен стоят полки с инструментами и верстак, в небольшое окно с решеткой проникает немного света, из окна видно только кирпичную стену. Алексей опирается на велосипед, его жена стоит посередине комнаты и рассказывает историю знакомства и переезда семьи в Москву, иногда отвлекаясь на сына — Герман ходит по мастерской и трогает запчасти. Все трое одеты по-спортивному, Елена говорит бойко и громко, Алексей рассказывает тише, они часто переглядываются и дополняют фразы друг за друга.

В 2004 году Елена Шмараева оставила работу на местном телевидении Вышнего Волочка и отправилась учиться в МГУ на журналиста. Ее будущий муж остался в родном городе: он работал машинистом на грузовых поездах в сторону Пскова и Ярославля. Три года отношений на расстоянии Елена называет «отношениями в электричке» — каждые выходные она приезжала домой, а иногда и отправлялась в поездки с Алексеем в кабине машиниста. «Были в месте под названием Дно — оно правда похоже на дно», — смеется Елена, вспоминая городское поселение в Псковской области.

Когда учеба Елены подходила к концу, Алексей переехал в Москву и стал заниматься формированием пассажирских составов на Октябрьском направлении. Елена начала карьеру в «Газете.ру»: «Была обычным судебным корреспондентом, только немножко долбанутым, который иногда приезжал в суды на велосипеде». В университет она тоже ездила на велосипеде, а Алексей купил свой, когда переехал (потом его украли). Супруги вспоминают, что тогда культуры езды по городу на велосипеде не было вообще — в основном все катались в парках, поэтому на редких велосипедистов на проезжей части смотрели как на дикарей.

Если что-то ломалось, Алексей исправлял проблему сам: «Мой троюродный брат любил все разбирать и собирать, и я тоже проникся. У его семьи был свой большой дом и домашняя мастерская: верстак, тиски и гора инструментов. Он там собирал себе мопед, а я — велосипед». Постепенно друзья и знакомые стали просить починить руль, поправить колесо, перетянуть цепь. Алексей и Елена периодически разговаривали о том, что на увлечении можно было бы зарабатывать, читали тексты про парня с «велосипедной скорой помощью» из Берлина и про фургоны с маленькими мастерскими из Канады, прикидывали, как здорово было бы устроить такое в Москве, но всерьез об этом не задумывались.

Елена считает, что все изменилось с рождением Германа: после появления ребенка ей захотелось заняться чем-то своим, хотя работу журналиста она не бросила — писала тексты за две недели до родов и спустя три после них. В один из вечеров супруги сели и посчитали, во сколько обойдется необходимый минимум инструментов. Вышло меньше, чем они думали, — около 9 тысяч рублей. Уже через несколько дней они положили эти инструменты в старый рюкзак и создали «Веломобиль».

Семейный бизнес

Название компании придумали в душе. «Мы все время что-то придумываем в душе», — Алексей и Елена переглядываются и смеются. Решили, что потом сменят, если придумают получше, с этим названием в конце июня 2014 года завели страничку в соцсетях, расшарили приветственный пост среди знакомых и уже через полчаса получили первый заказ. Мужчина с серьезными интонациями обстоятельно рассказал, что ему нужно, согласился с ценой, стал диктовать адрес и имя, и тогда Елена поняла, что это старый знакомый, который просто увидел объявление и не знал, кто стоит за «Веломобилем». На первый вызов поехали всей семьей — починить велосипед и заодно попить чаю.

Неделя сразу же заполнилась — около 10 заказов. Потом помогли с раскруткой новостями на «Афише», The Village и Time Out — и запись растянулась на несколько недель вперед, но больше 20 заказов в неделю выполнять не получалось. Алексей ездил на вызовы после 12-часовых смен, Елена занималась администрированием в свободное от работы в РАПСИ время. «Я домой просто приползал», — вспоминает Алексей. Над велосипедами сидели и ночью: Елена подхватывала эстафету, перебирала колеса и занималась другой рутинной работой, пока сын спал. Они и сейчас продолжают работать по основной специальности: Алексей в РЖД, Елена в «Медиазоне».

Тогда в Москве было несколько десятков веломастерских и мало кто ездил ремонтировать на дом. А если и ездил, то это стоило дорого. «Веломобиль» сразу установил демократичные цены (ТО велосипеда — 1500-2000 рублей, выезд в пределах МКАД — 350 рублей). Машины у семьи еще не было, Алексею приходилось ездить на метро, а когда требовался длительный ремонт, то и тащить велосипед на себе домой. Сначала велосипеды ремонтировали в квартире, но недолго: вскоре сняли контейнер для хранения в Свиблово, затем переехали в такой же на Аэропорту. Стоимость рюкзака с инструментами окупили за пару недель, но дальше пришлось вкладываться в запчасти и расходные материалы.

Фото: Мария Цыбульская
Фото: Мария Цыбульская

За несколько месяцев работы Алексей и Елена поняли, что владельцы велосипедов нуждаются в нормальном отношении. «В велоремонтном и продажном мире есть такой сектантский снобизм: люди считают себя обладателями сокровенного знания. Одна девушка нам рассказывала, что пришла выбирать себе велосипед и ушла из Сокольников в слезах, потому что над ней смеялись, что она не хочет горный, а хочет складной. Я сама заезжала в мастерские и чувствовала пренебрежение от мастеров. Это дичь какая-то. А Леша у нас очень вежливый и добрый, всегда готов объяснить, если человек в следующий раз хочет сделать ремонт самостоятельно», — рассказывает Елена. Муж соглашается: «Каждый человек в своей сфере профессионал, если вы журналист, вы не должны знать, как каретку разбирать. Не знаете, что это? Ну и не надо».

Такой подход помог наладить дружеские отношения с клиентами — больше половины приходят по отзывам знакомых, почти все становятся постоянными заказчиками. Но не обошлось и без инцидентов: однажды Алексей приехал в некий коттеджный поселок, ему предложили ремонтировать велосипед на улице и пошел дождь. «Его даже не пригласили в дом! Леша два часа под ливнем делал велосипед, его он как-то под крыльцо спрятал, а сам весь промок», — восклицает Елена. С тех пор при заказе уточняют, что мастеру нужно предоставить сухое место.

На второй сезон появилась машина, и справляться с заказами стало легче. Постепенно назревала мысль о собственной мастерской. Алексей говорит, что в 60% случаев велосипед удобнее забрать: либо у клиента нет места для ремонта, либо он хочет сэкономить на выезде, либо мастеру требуется много времени. Но в 2015 году руки до поиска помещения не дошли. Зато первый раз «Веломобиль» попробовал заняться продвижением: появились совместные акции с проектом развития велокультуры Let’s bike it — например, бесплатное техобслуживание или скидка по кодовому слову, Алексей и Елена стали раздавать листовки на веломероприятиях в Москве. По их словам, за сезон оборот получился около полумиллиона рублей — не сильно больше, чем в 2014 году.

Своя мастерская

Помещений для малого бизнеса в Москве нет. Ну или почти нет. К такому выводу пришли Алексей и Елена, когда искали место под мастерскую. По их словам, большинство предложений было от людей, связанных с администрацией города: они берут в аренду помещения по льготной ставке, а сдают их бизнесу по нормальной цене. «Вот висит вывеска “Совет ветеранов”, а там на самом деле мед в магазинчике продают, в мастерской что-то шьют… Мы не хотели с ними связываться, это же неправильно, ну что за люди такие!» — Алексей во время беседы редко проявляет эмоции, но эта ситуация вызывает у него возмущение. В итоге полуподвальное помещение на Стрелецком проезде сняли у женщины, которая в этом же здании держит салон красоты. В месяц за аренду уходит 16 000 рублей.

Вместе с новой мастерской у Алексея и Елены появился первый наемный сотрудник. Якова они называют примером для подражания: на все вызовы он ездит на велосипеде. «Вот его инструменты, он сейчас в отпуске, не знаю, как справимся», — показывает на объемный черный рюкзак Елена. Сама она ремонтом не занимается, хотя признается, что хочет «проапгрейдить навыки»: «Я могу сделать ТО велосипеда, перебрать колеса, почистить, смазать, поставить цепь, настроить тормоза, поменять колодки… А на сложные вещи меня пока не хватает».

В этом году «Веломобиль» впервые занялся другими направлениями, но пока не очень успешно. Появился велопрокат: сначала Алексей и Елена ориентировались на хостелы, хотели сдавать им велосипед в аренду для приезжих. Но после пилотных проектов стало понятно, что хостелы боятся нести ответственность за велосипеды и не слишком активно предлагают их гостям. Елена говорит, что у них «провал с рекламой», а Алексей — что «потенциальные клиенты не созрели». Он имеет в виду, что хостелы воспринимают велосипеды как развлечение вроде прогулки в парке, а иностранные гости уже привыкли к велосипеду как к способу передвижения. Сейчас у «Веломобиля» семь велосипедов, но хорошо, если арендуют один-два велосипеда в неделю. Алексей и Елена не отчаиваются: они надеются наладить сотрудничество с туристическими платформами и по-прежнему ориентируются в прокате на приезжих. Гендиректор компании по продаже велосипедов, запчастей и аксессуаров «Велосайт» Евгений Шевелёв сказал «Снобу», что это хорошее позиционирование, хотя в целом он не верит, что в нише аренды велосипедов можно заработать большие деньги.

Еще одно направление развития — сборка велосипедов на заказ. Сейчас Алексей уже готовит несколько велосипедов, а в будущем супруги думают наладить небольшое производство «велосипедного хендмейда» — делать красивые седла и другие запчасти. Но пока основным источником дохода и главным фокусом в развитии остается мастерская. Средний чек в «Веломобиле» — 1500–2000 рублей, в месяц удается выполнять до сотни заказов. Алексей сетует, что у людей нет культуры обслуживания велосипеда: они пользуются им по 5–7 лет, а потом удивляются, что надо менять всё. Но в последние годы ситуация налаживается, немного помог и кризис: теперь люди более разумно относятся к тратам и предпочтут оплатить ремонт, а не покупать новый велосипед.

«Становится еще больше велолюбителей, многие покупают по несколько велосипедов на семью. Клиенты выбирают все более качественные велосипеды, а значит, нужно их где-то обслуживать. Велодорожки и развитие инфраструктуры в городе тоже вселяет надежды», — говорит Евгений Шевелёв. По его словам, сейчас много одиночных частных мастерских, но крупных игроков найти сложно, поэтому перспективы для роста есть. Шевелёв выделяет сеть «Веломастерская.ру» с четырьмя точками в Москве и Санкт-Петербурге, и проект интернет-магазина «ВелоСтрана».

«Нам не дает покоя развитие велосипедной инфраструктуры, хотя в наших скромных стенах, — Елена показывает рукой на обшарпанный камень в подвале, — такие речи не очень звучат». Большая мечта маленького «Веломобиля» — стать центром для велосипедного общения, сделать на базе мастерской кафе, проводить лекции и организовывать мероприятия. Алексей и Елена пришли в велосипедную тусовку со стороны и уверены, что в городе еще много таких людей, которым захочется объединиться не для хвастовства спортивными достижениями. Клиенты, которые их вдохновляют, — это люди, которые используют велосипед как транспорт: например, одна женщина приезжает в Москву на машине, а по городу передвигается на складном велосипеде. Но таких среди заказчиков пока около трети, основной поток — люди, которые катаются в парках и просят ремонта сразу двух-трех семейных велосипедов.

На вопрос «Не хотите ли вы уйти с основной работы?» Алексей и Елена в один голос отвечают: «Да! Конечно!» Сейчас бизнес уже не требует постоянных вложений, но и отдача получается небольшая. Теперь супруги первый раз задумались об инвестициях со стороны — иначе, по их словам, получится вырасти в крупный проект только к пенсии. А вырасти очень хочется: если раньше, вспоминают Алексей и Елена, работать на кого-то казалось единственным разумным решением, теперь хочется заниматься любимым делом самостоятельно.

Автор — корреспондент «Секрета фирмы».