Судьбоносный редис

Получив искусствоведческое образование в родном Красноярске, будущая предпринимательница сразу ушла в декрет, так и не поработав по специальности. Анна Назарова считает себя абсолютным гуманитарием и признаётся, что в бизнесе она «полный лапоть»: всю жизнь работа была связана с творческим процессом — журналист, копирайтер, сценарист, креативный директор.

После ее второго замужества и переезда в Санкт-Петербург профессии стали безумнее. «Я поняла, что не хочу в офис, и стала коллекционировать максимально странные работы. Была нулевым посетителем в барах, потом вообще кладоискателем», — смеется Назарова. Она подшучивает над собой на протяжении всего разговора и постоянно повторяет, что в ее жизни правит случай. 1 апреля 2014 года он снова вмешался в жизнь Назаровой, в то время профессионального повара.

Анна собиралась на день рождения к подруге. «Приехала на станцию “Комендантский проспект”, вышла на улицу и поняла, что букета-то я и не купила», — вспоминает она. Оглянулась — рядом стояли палатка с цветами и ларек с овощами, где грузинские продавщицы нахваливали товар. Назаровой дополнительные восхищенные отзывы были не нужны, ее глаза сразу остановились на связке красивого розового редиса. Сам по себе он показался ей прекрасным букетом.

Вооружившись овощами, Назарова отправилась в цветочную палатку попросить помощи с оформлением. Вместе с удивленным продавцом они за полчаса кое-как сделали букет, который держался на соплях. «Я была очень довольна собой и всю дорогу шла с огромной улыбкой, которая привлекала внимание больше, чем букет», — уверена Анна. Несколько людей остановили ее и попросили разрешения сфотографировать нарядные овощи, и на дне рождения подарок произвел фурор.

«Когда я переезжала в Питер, я была в шоке от того, как все неспешно происходит. От идеи до ее реализации здесь может пройти год», — вспоминает Назарова. За пять лет этот вирус «питерских болот» поразил и ее: Анна показывала всем фотографии первого букета, вяло рассуждала о бизнесе, но не представляла, с какой стороны к нему подобраться, да и нужно ли вообще.

Букеты на коленке

«Волшебный пинок», по выражению Назаровой, осенью дал ей друг, у которого скопился капитал. Что делать с деньгами, он не знал, и предложил Анне воплотить в жизнь какую-нибудь из ее «безумных идей». Та выбрала овощные букеты. 

Счастливой жизни с инвестором не получилось: через две недели друзья разругались, и Анна вернула 40 000 рублей, с которых планировали начать. Но задвигать идею в ящик уже не хотелось. Так совпало, что в это время к Назаровой обратился менеджер из Boomstarter, он предлагал запустить кампанию по сбору денег на «Куру&Гречу» — кулинарный проект Назаровой, с которым она иногда выступала на ресторанных днях. Но ей было интереснее создавать необычные букеты, и поэтому Назарова запустила краудфандинговую кампанию на закупку овощей и оборудование.

До сдачи материалов для краудфандинга оставалось полтора дня, а ни одного нового букета Назарова не сделала. В панике она отправилась на Сенной рынок, смела с прилавков несколько сумок овощей на 5000 рублей, завалила дома всю кухню и позвонила другу-фотографу: «Поможешь сфотографировать?» У того было свободное время в студии через три часа.

К вечеру Назарова успела сделать три букета (сейчас она тратит на каждый от 5 до 15 минут). Скреплены они снова были кое-как — палочками, веревками и другими нашедшимися под рукой материалами. Но посетители Boomstarter видели только картинку, а не внутренности, и за месяц в октябре проект «Очень хорошо» собрал 90 000 рублей. Правда, деньги выплатили только в январе — до этого Назарова вложила собственные 40 000 рублей.

Половину собранных денег Назарова потратила на покупку холодильника и овощей, еще около 8000 рублей пустила на рекламу: завела группу «Вконтакте», которая сейчас наряду с Instagram проекта является главным каналом продаж. Это была первая и последняя онлайн-реклама проекта, она принесла всего двух покупателей. Вскоре Назарова изобрела другой способ: делала букет, клала в карман визитки и ездила на метро туда-сюда. Всем заинтересовавшимся она давала свои контакты. В первый месяц она отбила инвестиции и получила 40 000 рублей, к концу второго месячный оборот был около 60 000 рублей, и Назарова решила уйти с работы. Из-за санкций цены на овощи подскочили на 50%, поэтому она решила не арендовать мастерскую, а все тратить на закупки.

Сначала Назарова делала букеты на кухне и развозила их на метро сама, но в марте 2015 года пришлось нанять помощницу, а с доставкой стали помогать друзья. Бизнес рос потихоньку, но в апреле основательницу «Очень хорошо» ждал прорыв. «Как сейчас помню, в пятницу в три часа дня я написала коротенькое письмо Илье Варламову, который запустил у себя в ЖЖ проект “Бизнес в кризис”», — Назарова думала, что ответа придется ждать долго, ведь Варламов предупреждал, что публикации расписаны на месяц вперед. Сообщение от него она получила через 15 минут: «Да, круто, пиши статью». За час Назарова написала текст, и уже на следующий день он появился в блоге.

«Вся Москва встала на уши», — вспоминает Назарова. Ей писали и простые пользователи, которые немедленно хотели получить букет из овощей в столице, и потенциальные инвесторы и франчайзи. Нашелся даже человек, который каждые четыре дня ездил на «Сапсане» между городами: он стал первым курьером, привозил в Москву по 6 букетов за раз. Подобное внимание к проекту эксперты объясняют бумом здорового образа жизни в крупных городах России. «Запрос на здоровое питание привел к популярности овощных букетов. В век генной инженерии можно включать в букет или композицию буквально все — от миниатюрных тыковок до огурцов-корнишонов и листьев салата. Одна из наших клиенток даже попросила флористов сделать букет по определенному рецепту. Это забавная тенденция», — отмечает пресс-секретарь службы доставки цветов «Флорист.ру» Талия Ахметова.

Попавшая в тренд Назарова с потоком предложений справилась не сразу. Франчайзи она опасалась — боялась потери качества, инвесторов тоже — вдруг те выйдут из проекта и продадут долю посторонним. «Я поверила в моего нынешнего партнера Светлану Зуеву. Тогда она была глубоко беременной», — вспоминает Назарова. Зуеву она выбрала партнером для запуска в Москве — в июне 2015 года у «Очень хорошо» открылась там первая мастерская. У Зуевой опыт в бизнесе уже был: она руководила сетью фитнес-залов, которая сейчас переродилась в EMS-тренировки на дому.

Овощная экспансия

В Москве бизнес потихоньку рос, но в Санкт-Петербурге Назарова все по-прежнему делала сама. В один из летних дней Анна отбросила недоделанный букет, села на пол и начала реветь. Овощами и подручными материалами на кухне было завалено все, четыре месяца она не могла сварить нормальный суп и жутко устала делать все одна. «Да ё-моё, я зарабатываю столько денег, и у меня даже нет своего угла», — вспоминает свои причитания Назарова. Отрыдав свое, она встала, нашла помещение и устроила там мастерскую. 

К концу лета в Москве было уже три флориста, в Санкт-Петербурге — четыре, в Красноярске (там партнером стала подруга-искусствовед) — еще три. Обучала их лично Назарова. Она говорит, что придумала уникальную технологию, которая позволяет букетам оставаться съедобными: «Мы первая в мире мастерская овощной флористики». Способ закреплять овощи и украшения Назарова тоже изобрела сама. По ее словам, нужно следить за весом овощей и фруктов, потому что, если букет собрать неправильно, стоять он не будет. Сейчас она отсматривает каждый букет, сделанный в мастерских: флористы присылают его фотографии в трех ракурсах.

Новый рывок в Москве случился после фестиваля «Московская осень», на котором флористы «Очень хорошо» провели около месяца. Поступил заказ на букет от женщины для сына и невестки — он смуглый брюнет, она светлая блондинка. Через пару дней после передачи заказа у Назаровой несколько часов был отключен телефон — разрядился. Когда она включила его и зашла в Instagram, высветилось 800 новых подписчиков и куча комментариев: «Где купить ваш букет?» Оказалось, заказчиком была Симона Юнусова — мама певца Тимати. Она выложила подарок сыну в свой аккаунт и поставила ссылку на «Очень хорошо». За тот месяц Назарова заработала свой первый миллион рублей.

После выхода в Москву и Красноярск Назарова решила остановиться — пока она не планирует подключать новые города, боится, что контролировать качество не получится. Также она не уверена, что в регионах услуга будет востребована. «Жители мегаполисов всегда больше открыты к новым веяниям. Но основная часть населения регионов России, как правило, имеет дачные участки, а значит, букет из салата по цене флористов для них будет неоправданно дорогим», — соглашается Талия Ахметова из «Флорист.ру». По ее мнению, мода на подобные букеты скоротечна и овощные композиции, скорее всего, не смогут занять существенную долю цветочного рынка.

Проблему с выходом в регионы отмечает и основательница компании Vegato Studio (букеты из овощей и фруктов) Анна Худалова. Также она говорит, что с финансовой точки зрения работать с овощами и фруктами не сильно прибыльнее, чем с цветами: «С точки зрения закупочных цен в условиях сегодняшнего валютного курса овощи и фрукты выгоднее. Но это тоже скоропортящиеся продукты, которые нуждаются в том, чтобы их тщательно выбирали, поэтому в производственных масштабах разница несущественна». Vegato Studio выбрала отличный от «Очень хорошо» путь развития — букеты большого размера, например, из тропических фруктов, которые дорого стоят.

Анна Назарова вслед за конкурентами готова искать новые пути монетизации. Еще в начале работы проекта она устраивала мастер-классы по Skype — самый дорогой проводила за 5000 рублей для заказчиков на Рублевке, самый дешевый за 3500 рублей для хабаровчан. Но видеоуроки требуют слишком много времени, поэтому Назарова придумала «букет по рецепту». Она пошагово отснимает процесс создания букета и за 2500 рублей отправляет фотоинструкцию покупателю. «Рецепты» уже приносят до 20% выручки. «Я всерьез думаю над обучением и b2b-рынком, потому что овощных флористов сейчас появилось очень много, но работать никто не умеет», — категорично говорит о коллегах по отрасли Назарова.

Другое направление — корпоративные заказы. «Первый пришел в декабре 2014 года в 10 вечера. К 11 утра дама попросила 14 букетов с пряниками с логотипом компании. Я тогда не поспала», — вспоминает Назарова. Помимо доставки букетов, ее приглашают поработать на корпоративных мероприятиях. Например, стойка с букетами появлялась на презентациях Land Rover и Mercedes: «На длинных фуршетных столах блины с икрой и Martini Asti, играет скрипичный квартет, проходит показ мод Chanel, и тут мы с овощами». По словам Назаровой, среди уставших от типичных презентаций гостей букеты были очень популярны.

В июле «Очень хорошо» оформил свою первую свадьбу: овощи на столах, на стенах и даже в букете невесты. Новая территория открывает большие перспективы для развития: объем российского рынка свадебных услуг сложно оценить, но он составляет свыше $100 млн. Причем ежегодно с него уходит около 30% игроков, не сумевших сделать необычных предложений молодоженам. У «Очень хорошо» с оригинальностью все в порядке — панда из выпуска новостей идет в бой.

Автор — корреспондент «Секрета фирмы».