Выживание или хобби? Современные старатели про добычу золота
Владимир, инженер-электрик по специальности, не боится полиции, потому что он добывает меньше грамма золота за выезд. Чтобы добыть в Подмосковье больше, нужна хотя бы минимальная автоматизация труда, ведь для получения 1 грамма золота нужно перекопать 2,5 тонны земли. Владимир не планирует приобретать оборудование и зарабатывать на добыче золота: «Это как на рыбалке, когда ловишь столько рыбы, сколько съешь, а остальную не тревожишь. Если мне нужен лещ, то я ловлю одного леща и сматываю снасти, хотя и знаю, что в воде еще есть хорошая рыба, но мне больше просто не надо». В России частникам вроде Владимира запрещено добывать золото — по статьям 191 и 192 Уголовного кодекса можно сесть в тюрьму на срок до 5 лет за то, что найденное золото не сдал, как положено, государству. И все же люди продолжают искать драгоценный металл: ради хобби или же чтобы подзаработать.
В свободное время Владимир часто выезжал на природу и как-то раз обратил внимание на камни под ногами. Заинтересовался ими, стал изучать, а потом и собирать, на прогулки брал лоток для промывки золота: «Это не профессиональная добыча, а простое любопытство. Первые полученные крупинки золота долго лежали дома в баночке, а потом вообще потерялись. Мои прогулки и сбор золотых песчинок — тихое, умиротворяющее занятие. Вместо сидения у телевизора я гуляю на воздухе, нахожу новые места, веду об этом блог. Собираюсь в Варавинский овраг — там можно найти зубы древних акул и, наверное, золото».
За камнями и золотом Владимир выезжает рано утром, а возвращается домой к вечеру, ночевать на природе не остается. Когда добирается до места, обязательно звонит родственникам и говорит, где он, чтобы в случае чего знали, где его искать. Еще опрыскивает одежду уксусом: это отпугивает собак. Но, к счастью, опасных случаев было немного: «Один раз чуть ногу не сломал в овраге, чудом удалось ухватиться за ветку. В другой раз с рюкзаком, набитым камнями, вылезал из оврага — и упал. Рюкзак придавил меня, и повернуться, чтобы достать нож и перерезать лямки, не получалось. Я долго старался и все же перевернулся, освободился».
Будни Владимира сильно отличаются от типичного быта золотодобытчиков XIX века. Джек Лондон в 1897 году отправился на Клондайк. Он занял участок площадью в 70 гектар, но спустя некоторое время обнаружил, что золота там нет. Лондон не стал успешным золотодобытчиком, зато набрался опыта и сюжетов для произведений. В сборнике рассказов «Через стремнины к Клондайку» он писал: «Никогда за всю историю Севера никто не рисковал так безрассудно, и никогда еще туда не проникали более отчаянные люди». Многие, мечтая разбогатеть, не подозревали, насколько сложно будет на Клондайке.
После обнаружения индейцами золота Клондайка в течение нескольких дней в Доусон переехали почти все старатели из соседнего города золотодобытчиков Серкл-сити. Они начали столбить участки и искать золото. Наступила зима, связь с большим миром прервалась из-за холодов: добраться до Клондайка было так же сложно, как и выбраться из него. Все это время старатели работали почти без конкуренции. Весной 1897-го они погрузили золото на пароход и отправились в Америку. Когда они добрались до Сан-Франциско, выяснилось, что каждый из пассажиров привез золота на сумму от 10 000 до 150 000 долларов (от 200 тысяч до 3 миллионов по нынешнему курсу). Тогда начался новый этап в освоении Клондайка: десятки тысяч людей ринулись искать легкие деньги. Среди старателей было много врачей, учителей, офисных работников, торговцев и всяческих управленцев.
Путь из Америки до Клондайка был непростым. Если старатели решались на путь по морю, то для начала нужно было собрать около тонны продовольствия — это было что-то вроде ценза, по которому канадские власти отсеивали прибывших в Канаду у перевала Чилкут. После прохождения ценза нужно было преодолеть перевал и 800 километров сплавляться по Юкону. Из более чем 100 000 отправившихся за золотом до места назначения добралась только треть: остальные повернули обратно или умерли от холода, болезней, переутомления и стычек.
Кроме физических трудностей были психологические: «...Прибавилось новое страдание: страх Севера. Этот страх — неразлучный спутник Великого Холода и Великого Безмолвия, он — порождение мрака черных декабрьских ночей, когда солнце скрывается на юге за горизонтом. Этот страх действовал на них по-разному, сообразно натуре каждого», — писал Джек Лондон.
Сергей, еще один современный золотоискатель, сказал «Снобу», что сегодня золото часто ищут по тем же причинам, что и раньше: «Люди идут в золотодобытчики, потому что кушать хочется, а работы в их глухих городках и поселках нет». Найденное золото можно сдать государству, а взамен получить процент от стоимости металла, но это будут небольшие деньги: «Если ищешь золото самостоятельно, то получаешь тоже не ахти как много денег. Сутки будешь лазить по колено в воде, а соберешь всего-ничего, потом перекупщику продашь за 500 рублей. Купишь хлеб, молоко, потратишь на дорогу половину этой суммы. Золотодобыча — это выживание».