Эдуард Бояков поставил рождественскую сказку
Эдуард Бояков, постоянный куратор детского театрального фестиваля «Большая перемена», продолжает осваивать детскую тему. На этот раз выбор пал на небольшой рассказ Линор Горалик о маленькой девочке Агате, которую родители в cочельник оставляют дома одну. Дом — обычная квартира в пятиэтажке. Агате скучно. И она начинает играть: то прислоняется лбом к батарее до тех пор, пока не станет нестерпимо горячо, то резко встает и прислоняется лбом к холодной оконной раме. У нее кружится голова, становится легко и немножко весело. В окно она видит лес. Темный, пугающий, в который строго-настрого запрещено ходить одной. Внезапно она решает выйти на улицу, дойти до леса, сделать ровно сто шагов вглубь и вернуться назад. На сотом шаге она проваливается в расселину и случайно ловит там за хвост мокрого грязного бесенка. С этого момента начинаются, а скорее, продолжаются приключения Агаты.
Бесенок летит с Агатой к своему отцу. Тот решает поиграть с ней в ладоши, от чего девочке становится нестерпимо весело и хорошо. С каждым ударом темп убыстряется, перед ней встают видения из ее прошлой жизни, когда она вела себя неправильно: врала, брала чужое, уходила без спросу. Но неожиданно все это кажется ей правильным. Она видит не свои былые промахи, а свою ловкость, ум, изворотливость. Бесу нравится Агата, и он решает подарить ей колечко. Агата берет подарок, возвращается домой и заболевает. Все ее существо мечтает вернуться к Бесу и поиграть с ним еще раз. Вернется ли Агата к Бесу, отдаст ли обратно подарок?
Спектакль уже показывали в Перми 24 декабря. Предполагалось, что играть по очереди будут Алена Котова и Алиса Хазанова. Однако московские спектакли Бояков решил пока отдать Алисе Хазановой: «Она сама мама, она чувствует, как надо рассказывать детям, и проживает жизнь как ребенка, так и взрослого на сцене. Позже мы обязательно покажем спектакль с участием Алены Котовой».
Алиса Хазанова рассказывает, что перед тем, как начать репетировать, прочитала сказку детям: «Старшая дочь, которой сейчас семь лет, слушала внимательно, ей было крайне интересно, чем дело закончится. Разумеется, не все было понятно. Но это и хорошо, это оставляет пространство родителям, чтобы мы могли объяснить важные вещи, проговорить базовые понятия, прожить с детьми общую историю».
Линор Горалик написала сказку в прошлое Рождество. Текст невероятно простой, и в этом его главный секрет. За нехитрыми фразами прячется многослойность смыслов, которая дает возможность Алисе Хазановой каждый раз играть новую историю. «Главный герой сказки — текст, — говорит актриса, — и за этим текстом можно как спрятаться, так и вознестись, поэтому каждый следующий спектакль не похож на предыдущий, поэтому каждый раз получается иначе».
Это первый совместный опыт постановки Эдуарда Боякова и Филиппа Григорьяна. Обязанности распределили так: Бояков отвечает за текст и актерскую игру, Григорьян — за сценографию (декорации, костюмы, видео и пластический образ спектакля). Результат потрясающий. Григорьян вместе с художником Галей Солодовниковой, которая уже работала с ним над спектаклем «Чукчи», создали похожий на мираж мир, где по деревьям ползают огромные драконы, из ниоткуда налетает снежная метель, а сама Алиса временами превращается в пышный цветок. Над видео работали ребята из Russian Visual Artists United.
На вопрос, почему и зачем в репертуаре появился этот спектакль, Эдуард Бояков отвечает просто: «Мы много лет мечтали сделать современный спектакль по тексту современного автора для самой прекрасной аудитории любого театра. Самая прекрасная аудитория — это зрительный зал, наполовину заполненный взрослыми, наполовину — детьми. «Агата...» — это сильный текст про вину, про грех, про смерть. И, конечно, нужно готовить ребенка. Да и взрослых надо готовить — все мы боимся смерти, вины, греха».
Ксения Чудинова