Когда в понедельник «Радио Балтика» сообщило, что на открытии нового стадиона «Зенита» может выступить Андреа Бочелли, болельщики стали желать итальянскому тенору здоровья и долголетия. Стадион строится десятый год, строительство дважды прекращалось, открытие переносилось четырежды, генподрядчики скандально менялись, стоимость стадиона взметнулась с 6,7 млрд рублей до 43,8 млрд, и эта музыка могла бы быть вечной, если б не необходимость во что бы то ни стало доделать арену к футбольному Кубку конфедераций, который пройдет будущим летом. Вялотекущая строительная анархия, длившаяся девять лет, в последние месяцы сменилась паникой.

Весной 2008 года президент «Зенита» Александр Дюков заявил, что стадион будет готов не раньше 2010 года и, в общем, не соврал: в 2010-м самое интересное только началось. На первого генподрядчика, компанию «Авант», завели уголовное дело об ущербе бюджету на сумму 500 млн рублей, при этом сама компания обанкротилась, а ее генеральный директор Григорий Фельдман погиб в автокатастрофе. Комиссия международной футбольной ассоциации выявила при строительстве ряд несоответствий своим требованиям, и стройка замерла на полгода. Директор нового генподрядчика, компании «Трансстрой», Иван Кузнецов был отстранен — цитата из пресс-релиза «Базового элемента», в который входит компания, — «на основании фактов крайне неудовлетворительной работы Ивана Кузнецова и его участия в незаконном выводе денежных средств акционера».

В следующем году в Санкт-Петербурге сменился губернатор, и преемник Валентины Матвиенко Георгий Полтавченко вообще свернул финансирование стройки, узнав, что федеральное правительство отказалось дополнительно выделить 9,4 млрд рублей. Осенью 2012 года стройку посетил Дмитрий Медведев, заявивший: «Это не просто долгострой, это выглядит позорно». После этого лишился поста глава строительной администрации Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко, а глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал завершение строительства делом чести для Смольного. Строительство возобновилось, и губернатор Полтавченко признался: «С радостью узнал, что стадион “Зенита” не самый дорогой».

Прошлым летом при покраске арены забрызгало около сотни машин на соседних парковках, двумя месяцами ранее на стройке погиб 28-летний рабочий-верхолаз, сорвавшийся с крыши во время работ по нанесению изоляционного материала, а в январе строительство опять остановили на полгода из-за претензий Смольного к генподрядчику, который не освоил 3,6 млрд рублей авансов, выплаченных властями на строительство арены. Рабочие устроили забастовку, требуя выплаты долгов по зарплатам, стадион был оцеплен ОМОНом, а генподрядчик обвинил администрацию города в пещерной некомпетентности и заявил о попытке рейдерского захвата объекта.

В августе часть обшивки стадиона снесло ветром, внутри обнаружили затопление, 41-летний рабочий был госпитализирован после падения с четырехметровой высоты, стены арены покрылись плесенью, а футбольный клуб «Зенит» предъявил 1900 (одна тысяча девятьсот) замечаний к строительству. Достраивать стадион взялась новая компания, «Метрострой», которой выделили 2,4 млрд рублей бюджетных средств. Ради этого администрация Санкт-Петербурга уменьшила бюджет на постройку школ, учреждений дошкольного образования, здравоохранения и культурных объектов, а также дома в Колпино, комплекса в Красном Селе и реконструкцию профессионального лицея. «В этом нет ничего противозаконного. Правительство имеет право перераспределить 10 процентов денежных средств в рамках законодательства», — сказал в интервью «Спорт-Экспрессу» Вадим Тюльпанов, сенатор, курирующий строительство стадиона. «Вы согласны с теми, кто называет стадион памятником коррупции?» — «Отчасти да. Все-таки, когда стадион начинали строить, его стоимость составляла 8 миллиардов рублей. Сейчас уже больше 40… Так что, возможно, правоохранительным органам стоит провести расследование».

За время питерской строительной вакханалии новые стадионы — без участия бюджетных средств — возвели «Спартак» и ЦСКА, а скоро к ним присоединится «Краснодар». Во всех трех случаях финансирование обеспечивали владельцы клубов — соответственно вице-президент «Лукойла» Леонид Федун, бизнесмен Евгений Гинер и совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. Они и отвечали за строительство перед болельщиками, и следили за адекватным расходованием своих средств. В Питере же изначально средства были общие, а значит, ничьи, и ответственность за строительство перекладывали друг на друга «Газпром», Смольный и федеральное правительство, а значит, никто ни за что не отвечал. В результате даже стороны, участвовавшие в стройке (вроде «Базового элемента» и сенатора Тюльпанова), перестали скрывать, что часть денег ушла налево, проект стадиона только во время строительства сменился четырежды, а когда все сроки вышли, пришлось идти на чудовищные по непопулярности меры и обделять финансированием детские сады, школы и больницы.

Трудно подобрать более яркий пример неуместности государственного вмешательства в большой спорт. Хватает и других случаев — например, министр спорта диктует частным футбольным клубам, федеральным бюджетом не финансируемым, сколько игроков с российским паспортом те обязаны держать в составе, но случай зенитовской арены все же более показателен, потому что характерен не только для спорта. Стадион «Зенита» — типичный бюджетный проект России XXI века: выделенные средства расходуются неадекватно, на исправление ситуации выкидываются новые средства, и чем их больше, тем больше желающих неадекватно их потратить. Малозначительных чиновников и менеджеров демонстративно лишают постов, но принцип коллективной безответственности продолжает действовать и загоняет проект в тупик.

А главное — денег, потраченных на зенитовский стадион, хватило бы на полторы тысячи новых крытых манежей для футбольных школ и зарплату десяти тысячам детских тренеров. Прогрессивные футбольные страны (вроде Германии, Бельгии и Исландии) вкладываются именно в это.