Андрей Бильжо, художник:

Я был очень сложным учеником: поменял несколько школ, меня постоянно выгоняли из класса, потому что я был довольно активным, всех веселил и срывал уроки.

Когда я учился в начальной школе, мои учителя были полными идиотами, и это воспитало меня в какой-то степени. В пионеры меня, как плохого ученика, приняли у костра из деревянных ящиков из-под овощей, а галстук мне повязала девочка, которую потом сослали за 101-й километр за проституцию.

Я не любил пионеров и официоз, я был нон-конформистом.

Потом мама забрала меня к себе в школу, где была завучем. Там я требовал, чтобы мне снижали оценки, чтобы не было ощущения, что у меня блат. В средней школе мне очень повезло с учителями: они были замечательными, яркими личностями. Литературу преподавала студентка старших курсов педагогического института. Она игнорировала школьную программу, читала нам произведения Серебряного века: Маяковского-лирика, Цветаеву, Ахматову, Гумилева, благодаря ей мы полюбили литературу. Средняя школа была замечательная, класс был дружным, у нас был выдающийся учитель физкультуры, все девочки были в него влюблены. Это было то время, когда в школу я ходил с удовольствием.

Если бы я стал министром образования, я бы убрал учителей-дураков, оставил только учителей-личностей, но это невозможно, потому что личностей мало.

Иосиф Пригожин, продюсер:

У меня шестеро детей, поэтому о школе я многое могу рассказать. Сейчас главные мои переживания от 1 сентября — отцовские. Когда ведешь ребенка в первый класс, то испытываешь особое светлое чувство, День знаний — исключительный праздник. А когда дети заканчивают школу, становится грустно, потому что впереди у них взрослая жизнь.

Мой первый звонок был огромным счастьем, первые четыре года учебы я был круглым отличником, хотя преподаватели были жесткими и спрашивали с нас строго. Но я их уважал и ценил, понимал, что их слово имеет серьезный вес.

Дима Зицер, писатель, педагог:

Как устроена школа? С одной стороны, школа учит тому, что, если ты сильнее, то ты прав, если ты больше по размеру, то ты можешь сказать другому, как себя вести. К большому сожалению, школа воспитывает именно в этом ключе, кого-то она учит управлять, кого-то подчиняться.

Параллельно с этим существует мантра, которую повторяет не одно поколение: «Школа — это самое главное время в жизни человека, и ничего главнее нет». Но ведь мы понимаем, что это ерунда. Жизнь человека устроена сложно, она состоит из миллиона оттенков, закоулков, пространств, и сводить все к суждению о человеке по тому, как обстоят его дела в «школе» — это некорректно, жестко и бесчеловечно.

Однако в школе мы не только воспитываемся за партой: мы встречаем прекрасных друзей, с которыми потом поддерживаем связь всю жизнь, очаровательных преподавателей, полных энтузиазма дать ребенку лучшее, людей, которые препятствуют нам, даже, возможно, ломают нам жизнь — и все это воспитывает. Сложная взаимосвязь событий, знаний, людей — это и есть школа в верном понимании. Но разве поход на дискотеку не воспитывает? Или банальная экскурсия? Или вечеринка в квартире у друга? Школа воспитывает не больше и не меньше, чем все остальное. Не стоит возводить ее в культ.

Александр Михайлов, член Совета по внешней и оборонной политике, сопредседатель президиума Национального гражданского комитета:

У меня со школой был конфликт, в большей степени я сформировался в техникуме. Сейчас я бы изменил подход к образованию принципиально: школа должна давать первичные навыки, готовить человека к получению знаний и жизни в большом коллективе. К школе в том виде, в котором она существует, я достаточно скептически отношусь. К сожалению, она не дает первичной профориентации. Много раз было так, что, общаясь с коллегами, я понимал: они по жизни ошиблись дверью. Человек ломает свою судьбу, он не находит себя, из него не получается актер и художник, а вот слесарем или электриком он был бы замечательным. Выбрав неверный путь, человек потом всю жизнь мучается.

Валерий Сюткин, музыкант:

В школьные годы думаешь, что впереди бесконечно много времени. Несмотря на то, что в школе мечтаешь вступить во взрослую жизнь, вырастая, хочешь попасть в то беззаботное школьное прошлое.

Для меня школа — это ребята, компании, первые гитары, первый ансамбль «Возбужденная реальность». В школе сформировался образ моей будущей профессии, и, пожалуй, главное впечатление было связано именно с музыкой.