Наталья Конрадова /

/ Москва

История одной учительницы из очень плохой школы

Пока мы тут обсуждаем философию школьного образования и тонкости изучения разных предметов, в некоторых школах Америки учителя решают совсем другие задачи. Например, как научить шестиклассников читать. И стоит ли вообще следить за успеваемостью тех, кто морально готов провести большую часть жизни в тюрьме

Фото: Simon Wheatley/Magnum Photos/Agency.photographer.ru
Фото: Simon Wheatley/Magnum Photos/Agency.photographer.ru
+T -
Поделиться:

Дневник русскоязычной учительницы, попавшей в одну из самых неблагополучных школ Техаса (ghetto public school), был опубликован на форуме для русских, живущих в Америке, где и обсуждался почти три года подряд.

Вот некоторые выдержки из записей, в которых учительница анализирует свои ошибки за год работы. В плохой школе ей работать нравится: «До этого у меня была хорошая спокойная работа в частном универе с кучей свободного времени. Другие бы мечтали о такой. Но, несмотря на трудности и все страсти, новая работа в школе мне нравится».

«Как мне сказала секретарша, если ты сможешь у нас работать, ты сможешь работать везде. Уровень образования у 90% детей на нуле. У меня в классе есть несколько шестиклассников, которым по 15 лет (т. е. оставались на второй год не знаю сколько раз). Есть восьмиклассники, которые вообще не умеют читать и писать.

Сегодня вспоминали алфавит. Кое-как с трудом расставили 20 слов по алфавиту. Потом читали легкие слова. Долго не могли прочитать слово autumn, более того, никто не знал, что это слово значит.

На первом занятии я  брала мини-интервью, чтобы получше узнать детей. Вот стандартный рассказ ребенка:

— Меня зовут Хуанита. У меня три сестры и семь братьев. Я живу с братьями, сестрами, родителями, четырьмя бабушками и четырьмя дедушками. Моя сестра только что родила ребенка и вышла замуж.

— А сколько сестре лет?

— Сестре 15...

Заметила, что, когда нужно писать или читать, они вроде утихают. Но это если у них найдется бумажка, на которой писать, и ручка с карандашом. Поэтому планирую на будущее загрузить их писаниной и чтением. А все эти игры, коммуникация с классом, brainstorming activities — фигня. Их, видимо, надо как в армии строить. Что, собственно, большинство тут и делает.

Некоторые просто таскают с собой огромный рупор и орут на учеников прямо через рупор в ухо. Я первый день аж в ступоре ходила от такой картины.

Казалось бы,  что стоит позвонить родителям ребенка, который стоит на ушах в классе? Ан нет... Чтобы просто позвонить родителю и сказать, что какой-нить Педро вел себя плохо и я его оставляю на 30 минут после школы со мной в классе, нужно кучу бумажек подписать, взять разрешение директора школы и т. п. Сделать несколько копий, обязательно себе одну, потому что, не дай бог, засудят школу. Короче, пока после всех этих препон дозвонишься родителям, уже ничего не захочется. И ученики это знают и ведут себя соответственно.

Само преподавание стоит на последнем месте. Сначала — контроль поведения. Потом тестирование. Начала я преподавать в среду, а уже в четверг мне нужно было сдать первые report cards с оценками учеников для родителей. Я же детей даже в глаза толком не видела. Ну, наставила что-то среднее. Сдала оценки, и через час со мной пришел поговорить наш завуч. Мягко так намекнул, что оценки хорошо бы подправить, а то я "завалила" слишком много учеников, а это создаст для школы проблемы. Вот так. Оценочки я исправила. Теперь почти все у меня в классе хорошисты и отличники. Ну, подумаешь, некоторые читать не умеют. Главное, чтобы они получили школьный диплом и отправились в свое свободное плавание.

По всем предметам плохие оценки, кроме труда. Видимо, они понимают, что это им необходимо для выживания. Ведь, скорее всего, никакая квалифицированная работа им не светит, а так, механиком каким-нибудь — самое то. Для этого диплома о высшем образовании не надо.

Сегодня писали сочинение на тему "Как я провел каникулы". Полкласса стонет, что они ничего не делали и писать им нечего. Самое страшное — они действительно ничего не делали. Все дни напролет по 12 часов сидят перед "Нинтендо" или PSP. Те, что постарше, работают. Вот еще что интересно: несмотря на официальное шаткое финансовое положение родителей, почти 80% моих учеников получили на Рождество PSP и iPod в подарок. Я лично себе не могу позволить ни того, ни другого (или цены поменялись, и они уже стоят копейки?), не говоря уже о том и другом сразу.

В среду было собрание, на котором нас как детей директор отчитывал за плохие результаты тестирования. Говорил, что  ученики тесты сдают плохо, потому что мы плохие учителя... Перед НГ ушло пять учителей.

Один мальчик вообще без тормозов. Рот не закрывается, а главное, наглый до потери пульса. Я ему говорю, что во время экзамена я не должна слышать ни одного слова. А он мне: Whad'ya say? Yo, bro, I ain't doing nothing. Один раз с ним произошла стычка, когда он лез ко мне и предлагал пойти разобраться на улице. Тут, скорее всего, срабатывает cultural moment. Т. е. они (из 18 человек в классе 12 были Аfrican-Аmerican) слушаются только Аfrican-Аmerican teachers. Мне, конечно же, сложнее с такими детьми, чем Аfrican-Аmerican teachers. Но что поделать, приходится как-то приобщаться.

Мне сказали, что одного моего ученика арестовали. В принципе, неплохой мальчик был, даже пытался работать в классе, никаких проблем с поведением. Его поймали около школы с двумя пистолетами 45-го калибра в штанах. Еще двоих шестиклассников поймали с ножами».

Участники форума, сочувствующие учительнице под ником maryshell, предлагают радикальные варианты решения проблемы неблагополучных школ. Например, распустить их вовсе, а учеников распределить по хорошим учебным заведениям. Или искоренить иждивенчество, перестав платить детские пособия родителям младше 21 года (на которые такие семьи часто и живут). Другие обсуждают сходство с российскими школами. Maryshell продлила контракт со своей школой еще на два года, после чего вышла в декрет. Правда, для оплачиваемого декрета ей не хватило стажа, поэтому вскоре после рождения ребенка пришлось вернуться в университет, где она и работает секретарем. А дискуссия о плохих школах и образовательной системе вообще продолжается на форуме до сих пор.

Комментировать Всего 47 комментариев

Меня изумляет только одна единственная вещь: в подавляющем большинстве стран на Земле большая часть школ обсолютно точно соответствуют описанному выше образчику, но страницы газет и журналов пестрят статьями именно об американских школах. Звучит это всё примерно так же, как и про "ворону с голубыми глазами" в деревне Кукуево и предназначено для утреннего чтения двуногим особям, совершенно не знакомым с жизнью за окнами своих домов. Ещё люблю читать статьи про метрополитен. Мол, в снегопад пришлось чапать пешадралом, побывал в метро, море впечатлений. Читаешь и только изумляешься косной инфантильности. Наташечка, дорогая, в чём вывод-то? Ваше мнение, каковы способы изменения к лучшему? Про что речь-то вообще? Что не всё в жизни за окошком хорошо? Небось, на форуме, где maryshell писала и то поинтересней будет. 

Анастасия, робко напомню, что кроме басни есть много других замечательных литературных  жанров. Или без морали совсем никак? ))

Константин, спасибо Вам за то, что Вы так последовательно внимательны к моим комментариям. Кроме этой чести, хотелось бы ещё и понимать о чём Вы мне пишете. "Ниасилил", как говорят ветераны сетевых флейм-тредов. 

Анастастия, я стараюсь быть внимателен к любым текстам, которые могут расширить мое представление о словесности. Вот вы, например, обогатили мой словарь диковинным словом флейм-тред. Осталось выяснить, что это такое))

Прямо Вы мне нравитесь уже. Не водитесь, Костик, со мною, научу непотребщине.

P.S. Не удержусь, бо вредная я страшно: Вы, мне расскажите, что это за знак препинания такой - "))" (a.k.a. две круглых скобки)? Жду ответа, непременно с пояснением термина, который может быть Вами использован. 

)) редукция смайла, ибо все время забываю, где у меня на клавиатуре двоеточие. 

Редукция смайла? Зажали пояснение термина, конечно ("смайл"). Питаю нежные чувства к представителям прямоходящих, владеющих виртуозным пункутуационным пилотажем. Верю и надеюсь, три вопросительных подряд колбасить Вы тоже умеете. А также растягивать многоточие до длины этак в точек шестнадцать. А Вы говорите: "Флейм-тред". Плёвое дело для мастера смайлографии.

Мне милее принцип "лучше меньше, да лучше". Знаю, немодно, каюсь, стыдно...

Не скромничайте, Вы далеко впереди подростков, описанных чуть выше. Нетривиальная, впрочем, иллюстрация вышла к статье. И вправду, на кой чёрт, тринадцатилетнему боевому самцу уметь изъясняться, когда и более взрослые особи из цеха пишущих, хреначат тексты, от которых училки младших классов могут упасть в глубокий коллективный обморок. 

Боюсь, Анастасия, вы недооцениваете "училок".

Ну если речь о героине статьи, то здесь Вы правы будете - такую ничем не проймёшь. Ну а вот некоторые из моих школьных учителей обращались к детям на Вы и искренне расстраивались из-за неаккуратного письма или небрежного чтения музыкального текста с листа, например. Хорошо бы беречь - и тех, и других. 

Я пока не встречала дневников учителей таких же плохих школ из любой другой страны, и история maryshell мне кажется уникальной. По-моему, это важная тема: стоит ли пытаться принимать подобные вызовы несмотря на малые шансы что-то исправить. Вы вот верите, что ситуация изменилась через пару лет и испаноговорящие дети стали слушаться белую "училку", научились читать, перестали хамить и т.п.? 

Наташа, что это за манера такая: коснуться серьёзнейшей темы и опошлить её поверхностным скольжением по диагонали, со ссылкой на блоги и форумы. Мы-то здесь, вот и рассказывайте нам всё здесь. История maryshell, если и уникальна, то только тем, что она - женщина, да ещё и русскоговорящая, которая настолько талантлива и сильна, что преподаёт людям их же язык, коим владеет, надо полагать лучше местных, и не боится шпаны, у которых полные портки сорок пятых калибров. 

.

Шансы исправить совсем не малы. И проблема не в школах или системах образования, а в том, человечество рожало и будет рожать мясо, а не детей своих. Пушечное ли, на продажу на прилавки загаженных улиц нищих кварталов, рабочее ли - без разницы. "Исправлять" такие ситуации под силу высшим слоям общества - интеллектуально высшим, и материально имущим. И не дармовыми благотворительными отчислениями, а формированием моды на человечность и развитость парентальных инстинктов. 

Анастасия, лучше расскажите, как бы Вы развили эту тему. Конечно, проблемы школьного образования никогда не бывают самостоятельными: за ними всегда стоят глобальные социальные проблемы. Но если, следуя Вашей логике, исправить ситуацию можно формированием моды на человечность, то почему этого еще никто не сделал? Я к этой истории подходила не как к системной, а как к совершенно личной и даже биографической. Один конкретный человек занимается своим конкретным делом и у нас есть возможность стать свидетелями, пусть и опосредованно. Может быть, таких учителей и школ сотни или тысячи, но пока кто-то не возьмется описывать свой опыт, мы про них ничего не узнаем.

Такая же реакция...

... единственное желание - это переписать на голливудский блокбастер, где учитель таки победил, т.е. ученики вышли в большую жизнь. А так печально, сочувственно, но темы нет...

Американское кино не раз обращалось к этой теме, описывая такое развитие ситуации, которое хотелось бы получить и в действительности. Каждая из историй обычно основывалась на уникальной силе учителя - силе любить. Вирильной силе обаяния и убеждения. Уникальность, заявленная как обычное качество, и является одним из отличий сказки от действительности. Где таких учителей брать? Откуда возьмутся такие родители? 

ха! а я помню Белл Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". По-моему в 80-е годы прошлого века она уже все это описала.

Что касается  дневника - я уверена,  начни вести ЖЖ какой-н учитель  в российской школе записи были бы не менее захватывающими.

А мне вспомнился "Четвертый позвонок" Мартти Ларни

И "Четвертый позвонок", и "Вверх по лестнице" той учительнице рекомендовали прочитать как русские посетители форума, так и американские коллеги по школе. Все они воспринимают ситуацию как стандартную. 

Наталья, а какова главная мысль вашей статьи? Если одним предложением?

Евгения, я бы рада изложить коротко основную мысль, но это довольно трудно. Я предложила узнать и обсудить историю, которая показалась мне исключительно важной (выше я уже поясняла свои мотивы). Есть зафиксированный в режиме реального времени эпизод из жизни учительницы английского языка. В котором сходятся сразу несколько тем: личный выбор конкретного человека, социальная ситуация среди бедного и безграмотного населения Америки, русскоязычная учительница среди испаноязычных детей англоязычной страны и т.п. 

Мария, неправда ваша. Я бывал в весьма отдалённых районах СССР и России. Писать и читать по-русски умели везде, даже там, где этот язык был не в почёте. В Штатах действительно во многих регионах с образованием совсем плохо. В Лос-Анджелесе даже не выходя за пределы аэропорта вы увидите таксистов и грузчиков не говорящих по-английски. Умеют ли они читать и писать по-испански - кто знает? Негры которых я обучаю в довольно престижном и очень дорогом частном университете (!) пишут обычно так плохо, что мне трудно поверить в то что английский это их родной язык. И белые не намного лучше, в среднем. Словарный запас < 2000 слов. Эллочка Людоедочка. Это при том, что никаких других языков они не знают. Найти русского c высшим образованием и словарным запасом меньше 5000 невозможно.

странно...

почему же тогда форд собираемый этими неграми ездит лучше, чем Жигули, где русские с высшим образованием на каждом углу... Я уже молчу про Москвич, который собирали в центре страны, но он успешно почил.....

Если Ваше сравнение работает (а я не знаю, можно ли это сравнивать), то ответом на вопрос может стать как раз интерес к труду и практическим дисциплинам даже среди тех, кто не умеет читать и писать - об этом пишет maryshell. 

ребенок в 11 лет получает задание по математике...

Им дали 200 метров (2000 sq. ft.) И сказали - запланируйте поликлинику для кошек и собак.

Напоминаю - 11 лет. У них тут и project team, и высочайшая мотивация... Увидел, что они забыли про туалеты - после этого они договорились встретиться в школе почти на час раньше, чтобы проект переделать...Любой человек имеет интерес к практическим дисциплинам, а к теоретическим дисципинам в этом возрасте как правило интерес только у тех, кто не в состоянии ничего руками делать.

т.е. по своей природе - они в общем-то хорошие дети, которые живут в сложных жизненных обстоятельствах и стараются как могут?

Да, это хороший вывод

Чтобы собрать Форд никакого высшего образования не нужно. И читать/писать тоже не нужно. Нужно научиться нажимать на пару кнопок и смотреть, чтобы у выходящей с роботизированного конвейера машины были в наличии колёса и крыша. Я бы сказал, что средний американский студент (не инженер и вообще не специалист) за время обучения в колледже обучается посредственно излагать своё резюме на компьютере (с помощью спеллчекера) и более или менее успевать к разным дедлайнам. Ну, ещё пить пиво и трахаться. Для будущего оффисного работника набор совершенно достаточный.

Ну да:)) поэтому форды и шевроле лучше жигулей:))

а в России все такие образованные и делать своими руками хоть что-нибудь уже разучились

Образование и рабочая дисциплина это две разные вещи. Если рабочий Форда будет бухать вместо того чтобы смотреть на свои две кнопки, то Форд окончательно накроется. Только он не будет, потому что ему за эту работу весьма неплохо платят, а за спиной стоит несколько таких же квалифицированных безработных гавриков и ждут его рабочее место.

странно... вроде в одной стране живем...

Юрий, ощущение такое, что в штатах Вам не нравится, ну да бог с ним..

Т.е. по Вашей логике в России бухают потому что безработицы нет и никто в спину не дышит?? - очень оригинальное рассуждение...

Еще мне почему-то казалось, что профессиональное образование включает и рабочую дисциплину. наверно я заблуждаюсь...

Да нет, это ваше рассуждение а не моё. Я про Америку написал, вы про Россию. Я не знаю что включает профессиональное образование. В ПТУ я не учился и в vocational school тоже. В университетах такого предмета как "рабочая дисциплина" не преподают. Я написал, что успевать к дедлайнам входит в число немногих навыков приобретаемых американским студентом (не всяким, конечно). Это тоже зачатки рабочей дисциплины. Я не хотел сказать, что американский рабочий работает лучше только потому что боится потерять работу, но это, конечно же, главный стимул для рабочих низкой квалификации о которых мы здесь вроде рассуждаем. Для российского рабочего-алкоголика этот стимул, к сожалению, уже не всегда работает.

Отнюдь, мне вообще везде нравится. За редкими исключениями. Но учить наукам студентов, которые по интеллектуальному уровню подходят только для ПТУ тоже как-то незабавно, согласитесь. Правильнее было бы 70% моих студентов сразу после школы отправить осваивать какую-нибудь профессию а не штаны протирать в аудитории. Но это в Штатах такой теневой налог на науку. Учредители общественного мнения учредили что без диплома, как без машины или мобильного телефона - жизнь совсем пропащая, поэтому родители этих оболтусов платят большие деньги за дипломы. Потом идут эти деньги на оплату науки в университетах. Все счастливы: мне платят хорошую зарплату, студент получает свой липовый диплом, а его родители считают что платят меньше налогов чем, скажем, в Германии или во Франции.

Тяжело наверно Вам с таким отношением к своим студентам...

Отношение у меня к ним хорошее, и у них ко мне тоже. Я их развлекаю как могу, они развлекаются как могут. Жалко только время терять - эти науки большинству из них просто не нужны.

так не теряли бы время, занялись бы чем то более интересным...

а чего на ФОРУМАХ  то жаловаться, что работа не удовлетворяет..

Я профессор только один/два дня в неделю. Остальное время занимаюсь исследованиями. Это стандартная модель для западного учёного. Я же объяснил: финансируемся мы студентами (точнее их родителями) а не государством. Поэтому хош не хош а учительствовать тоже надо немного. И потом я вовсе не собирался жаловаться. Мы про уровень студентов здесь разговаривали, нет?

так это потеря времени или поиск финансирования?

обучение это ваших неумных студентов. Может к этому так и относиться? - это компенсация за предоставление финансирования исследований - и сразу иное настроение появляется:)

Ну да, появляется :-)

Ваши слова подтверждают, что советская система была эффективна на уровне ликбеза (все умели читать и писать, трудно было только талантливым). Что, впрочем, не отменяет существования плохих школ и учителей-подвижников.

Наталья, как так "трудно было талантливым"? Если вы не шутите, то раскройте тему, пожалуйста. Вот в моей альма-матер кругом были одни таланты, на полном серьёзе говорю. Из Сибири, из Армении, из Краснодарского края, с Урала, и т. д. Учили нас очень хорошо да ещё бесплатно, да ещё и стипендию платили. А в Штатах чтобы получить стипендию надо ОЧЕНЬ постараться. Лучше всего, конечно, родиться умной девочкой-негром в хорошей семье. Но это, увы, не у всех получается.

Я про школу говорю, а Вы, судя по всему, про университет? Я имела в виду, что стандартная(!) советская  школа была заточена под подтягивание отстающих до среднего уровня (читать + писать + находить на карте свою страну + знать, кто такой дедушка Ленин). Те, кому требовалось нечто большее, либо обламывались, либо искали специальные учебные заведения. Реже и вовсе на домашнее обучение уходили. В этом, кажется, никакой новой мысли нет, просто Ваши слова хорошо проиллюстрировали ее. 

Да, я университет имел ввиду. Увы, и в Америке тоже самое в public schools. А как ещё, когда на 20 - 30 учеников одна учительница? Мой сын сейчас в первом классе, читает на двух языках, по-английски совершенно свободно. А в школе они всё-ещё учатся читать сочетания букв. Так что весь первый год это просто потеря времени. В частных школах, конечно, особый подход за особые деньги.

Согласна. Но пока ничего захватывающего про российскую школу я не видела. Хотя и в России должны быть "подвижники" от образования, которые в состоянии описать свой опыт. Буду искать.

я проходила практику в языковой гимназии, элитной школе в центре города, но тем не менее класс-выравнивания там был. То, что мои 11-классники не знали слова vacations и не понимали слова season  это не так весело, вот когда я им рассказала, что ко мне придет зав. практикой, что бы оценить как я веду урок, то они мне по-доброму предложили: "Может мы эту курву сразу рубанем?"  шёл 2002 год, в 90х в этой школе умер подросток от прередоза прямо на уроке, а в 80х 2 старшеклассника изнасиловали второклассника.... так что не только в америке все плохо... 

Ого. Это где так Вам "повезло"? Что за страна? 

в Мурманске, в России, но я в этой школе сама училась  и вроде ничего, на литературе проходила Замятина, на МХК - фаюмский портрет, на английском составляла диалоги по фильмам Тарантино, по истории - Власова, только вот с математикой было очень плохо....

Круто. Впрочем, это всё - вариативность нормы. Огорчает не сам факт существования описанного явления, а полное отсутствие мотивации к развитию у таких людей. Я бы сочла за большое счастье для человечества такую вот биографию: в школе чуть не помер от передоза, а сейчас - выдающийся физик. Но энтропия. От неё не сбежишь.