Как Uber строит коммунизм

Фото: ecocapsule.sk
Фото: ecocapsule.sk
+T -
Поделиться:

Когда-то в бурные шестидесятые годы прошлого века Андрей Вознесенский написал такие строки:

Я не знаю, как это сделать,
Но, товарищи из ЦК,
уберите Ленина с денег...

Конечно, была определенная ирония в том, что на деньгах был изображен именно Ленин, который, как истинный марксист, к деньгам относился сугубо отрицательно, по крайней мере в теории. Поскольку вскоре в СССР должен был быть построен коммунизм, деньги вообще доживали последние дни.  

Советский рубль всегда был абстрактной, ни к чему не привязанной единицей, обеспечиваемой всем достоянием Союза ССР, то есть ничем. Поскольку экономика страны была закрытой, власти могли себе позволить назначать совершенно произвольные цены и произвольный курс к иностранным валютам. Но и на Западе прошел процесс дематериализации денег. Сначала бумажные деньги полностью заменили серебряные и золотые монеты, затем бумага отошла от золотого стандарта, а в начале 1970-х Вашингтон и вовсе пустил доллар в свободное плавание на валютном рынке.  

То, что мы имеем сегодня, экономисты называют fiat money, деньги, выпускаемые по требованию и желанию государства. Сколько захотел, столько и выпустил. Причем благодаря полной дематериализации денег, их не нужно даже печатать. Нажал на кнопку и кредитовал банки миллиардами долларов.

Злоупотреблять «печатанием» денег в США начали еще в конце прошлого века, но процесс пошел полным ходом после краха пузыря высоких технологий в 2000 году. А после кризиса 2008 года деньги стали выпускать просто в беспрецедентном количестве. Федеральная резервная система США, например, таким образом «напечатала» почти 4 триллиона долларов. Это где-то три года российского ВВП при нынешних ценах на нефть.

Как и любой другой товар, когда их много, деньги обесцениваются. Проследить этот процесс можно на рынке золота. Желтый металл — самое стабильное мерило ценности на протяжении всей истории цивилизации. Так вот, золото, стоившее около 300–400 долларов за унцию в последние два десятилетия прошлого века, начало расти в начале века нынешнего и выросло в цене в три-четыре раза за последние 15 лет.

Выпуск стабильной валюты — одна из основных функций современного государства, с которой оно явно не справляется. Неудивительно поэтому, что делаются попытки уйти от выпускаемых государствами денежных средств.

Более того, в сегодняшних условиях следить за денежными потоками стало куда проще, чем в старое время, когда деньги были бумажными купюрами «на предъявителя». Это, может, хорошо для поимки террористов и наркобаронов, но почему-то силовые органы чаще используют это для того, чтобы держать под колпаком обычных граждан.

Биткоин — именно такая попытка создать альтернативную валюту, а заодно и избежать пытливого ока Большого Брата. Это остроумное решение для альтернативных денег, но неясно, чем эта новая валюта обеспечивается и насколько она отличается от fiat money. Биткоин — это примерно как эсперанто: не новый способ коммуникаций, а еще один язык, хоть и искусственный.

Значительно более комплексное решение предлагает компания Uber с экономической моделью, которую она продвигает. На данный момент эта модель выглядит достаточно невинно: она дает любому из нас возможность использовать свои незадействованные активы для дополнительного заработка. Пару часов в день бомбить на собственной машине или доставлять покупки. Заселить незанятую комнату туристами. Сдать на час или на день частный автомобиль.

Если дело пойдет, можно расширяться, бросить работу, стать свободным предпринимателем. При этом экономика Uber минимизирует роль посредника, делая подобные услуги дешевле обычного такси, гостиницы или бюро проката автомобилей. В идеале она создает прямой контакт между покупателем и производителем.

Подобную же схему предприниматель Илон Маск предлагает для обогрева и охлаждения домов, готовки, горячей воды и автомобиля. Это комплект: солнечные панели, эффективные батареи и автомобиль Тесла.

В английском языке есть выражение: жить off the grid, вне энергетической системы. Это значит не зависеть от общества и во всем рассчитывать исключительно на себя.

Именно это предлагает и Маск, причем буквально. В дневное время суперэффективные солнечные панели вырабатывают электроэнергию, которая обеспечивает всю жизнедеятельность дома и заряжает автомобиль. Энергия также накапливается в батарее в чулане — на ночное или пасмурное время. Излишки же электричества домовладельцы продают на торговой площадке типа eBay — тем, кому оно нужно. Тем временем заправленная бесплатным электричеством семейная Тесла — самоуправляемая, естественно — подрабатывает извозом на Uber.

Это, впрочем, только начало. Вся экономика Uber может целиком быть переведена на систему аукциона: хочешь купить автомобиль? Выставляй требования и получай предложения. Выбирай из них что больше нравится по цене и качеству. То же самое с другими товарами и услугами: врачами, образованием и проч. Таким же образом ты можешь продавать как свои профессиональные, так и побочные услуги: прокат автомобиля, аренду комнаты и т. д.

Элементы этой системы существуют уже достаточно давно: есть Tesla, SpaceX, Air B&B, Priceline, Turo, eBay. Но Uber — это не столько компания, сколько философия. Он постоянно в конфликте с государственными и местными органами власти, пытающимися регулировать извоз. Он требует свободы предпринимательства и намеревается сам проверять своих водителей, основываясь на рейтингах клиентов, без вмешательства официальных лиц с их требованиями профессиональной квалификации и лицензий.

Остается только объединить элементы экономики Uber в комплексную систему, создав также и платежную систему, которая будет привязана не к доллару, юаню или рублю, а непосредственно к товарам и услугам, предоставляемым участниками. И, самое главное, выведет экономическую деятельность граждан полностью из-под контроля государства.

Экономика Uber и футуристические мечтания Маска кажутся привлекательными благодаря их смелой высокотехнологической составляющей. Но на самом деле идеи эти вполне себе старые, уходящие корнями в утопический социализм двухвековой давности. И, конечно же, в марксизм. Только тут вместо будущего общества трудящихся есть будущее общество предпринимателей, чья экономическая деятельность справедливо оценена по законам рынка. Равенства такая модель не предполагает, но зато обещает свободу и независимость — от начальника и от государства.

Да, государство в таком обществе будет не очень нужно, и его функции будут сводиться к обслуживанию этой прекрасной экономики. Коммунизм тоже обещал, что государственный аппарат со временем отомрет за ненадобностью. Однако в СССР государство умудрялось влезать во все щели, контролировать всю экономическую и личную жизнь граждан и расплодить огромное количество бюрократов. Западные государства, может, не такие вездесущие, но трудно усомниться, что у них хватит сил и решимости положить конец экономике Uber, если она начнет всерьез угрожать их прерогативам.

Комментировать Всего 7 комментариев

Позавчера в Лондоне при попытке вызвать машину uber получила надпись на телефоне, что в настоящий момент все уберы работают по тарифу с коэффициентом 2.1 - чтобы обеспечить достаточное их количество на улицах города. Если хотите знать, когда тариф упадет до обычного, оставьте заявку. До сих пор не получила уведомления. Хоть, может, система мой телефон выкинула, поскольку я с тех пор уже в свою немецкую деревню вернулась, а здесь об уребе никто не слышал.

Эту реплику поддерживают: Юрий Куликовский

Да, я вчера ехал на Убере утром в Кеннеди, так он был в 3 раза дороже обычного. Они стали поднимать цены. Потому что на самом деле их модель не извозом заниматься, а собирать деньги инвесторов. компания которая терпит только убытки, разрастается очень быстро, имеет проблемы с властями в разных странах и города, и у которой полно конкурентов оценивается где то в 65 миллиардов. Это пузырь огромного масштаба, причем не единственный. Но даже они наконец дошли до лимита роста за счет привлечения средств лохов (Саудиты им дали 3,5 миллиарда, последние) и теперь взвинчивают цены. Что значит что клиенты от них побегут быстрехонько. 

http://www.latimes.com/business/technology/la-fi-tn-uber-funding-ipo-20160801-snap-story.html

Так в 3 раза дороже это и есть нормальная цена такси. В аэропорты вообще везде есть извоз за фиксированную цену. В чем тогда вообще смысл?

Не совсем. Цена такси может в 1,5-2 раза выше. Плюс, фиксированная цена лишь из главных городских центров. Но вот в Лондоне в августе, без заторов вечером, мы втроем проехали за 35 фунтов от аэропрта до отеля, что на поезде до Паддигтон и на такси до отеля стоило бы наверно где-то 70. Так что в 2 раза дешевле. Но мне кажется Убер стал цены винтить только сейчас.

Тем временем заправленная бесплатным электричеством семейная Тесла — самоуправляемая, естественно — подрабатывает извозом на Uber.

++++++++++++

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Когда я слышу слова у нас дешевле или акция, уже начинаю нервно смеяться) цена не является главным фактором при выборе сложного товара или услуги. Я у своих водителей ещё спрашиваю разные вещи , которые водитель Убео может и не знать, несмотря на чудесные накрученные рейтинги. Нельзя бездумно отдавать человеческие завоевания роботам или просто ради эффективности. Подумайте о гармонии и вообще о шансах выжить человеческой цивилизации. Тише едешь - дальше будешь.

Есть на это известный ответ: "от того места, куда едешь."

НО все в мире относительно.