Юлия Гусарова /

Узлы и закруты. Участники проекта «Сноб» посмотрели перформансы шведских художников

В прошлые выходные в Галерее на Солянке завершился «шведский» сезон Бесконечного фестиваля перформанса PYRFYR, который длится уже пять лет. Каждые два месяца здесь стартует очередной сезон фестиваля, посвященный художникам какой-либо страны: три художника по очереди, в течение трех дней, по пять часов ежедневно, показывают перформансы. После «шведского» сезона 10 ноября начнется сезон финского перформанса. Директор Галереи на Солянке Федор Павлов-Андреевич провел для нас небольшую экскурсию по PYRFYR и рассказал, что к чему

+T -
Поделиться:

Экскурсия началась с осмотра «архивной стены» Вали Экспорт — инфографики, посвященной творчеству самой популярной венской художницы: именно в Вене началась новейшая история перформанса. 16 ноября Вали приедет в Галерею на Солянке для общения с фанатами. На стене можно увидеть фотографии различных перформансов Экспорт, их описания и посмотреть видеозапись знаменитого перформанса Tapp- und Tast-Kino, во время которого она ходила по улице с надетым на себя ящиком с небольшим занавесом — каждый прохожий мог завести руку за занавес и пощупать ее обнаженную грудь.

Вали показывала этот перформанс с 1968 по 1971 год, однако ее успех даже спустя 48 лет не дает покоя некоторым художникам. «Несколько месяцев назад в Лондоне была арестована швейцарская художница Мило Муаре, которая вышла на Трафальгарскую площадь с ящиком, но не на груди, а на поясе, и предлагала прохожим потрогать свои половые губы, — сказал Федор Павлов-Андреевич. — Внутри ящика была прикреплена камера GoPro, снимавшая руки, и на сайте художницы можно купить это видео за 10 долларов. Видимо, ей таким образом хотелось усугубить идею Вали Экспорт. Вот только Экспорт не собиралась зарабатывать на человеческой похоти, а хотела своим перформансом сказать простую вещь: отношения между произведением искусства и зрителем уже не таковы, какими были раньше, и сегодня мы не можем быть честными, если не признаемся себе в том, чего хотим от искусства. Свой перформанс она комментировала так: “Я не женщина, я искусство — трогайте меня как искусство”».

Перед тем, как посмотреть перформанс шведско-бразильского дуэта Quarto живьем, зрители увидели видеозаписи и артефакты, оставшиеся от работы других шведов — художниц Малин Касты и Чуи Чиа. Каста совершала некие ритуальные действия с брикетами сена, расставленными по залу, потрошила, делала из них скульптуры. Когда помещение стало походить на сеновал, она призвала зрителей присоединиться к ней, они с удовольствием затеяли возню и уходили, почесываясь. Чуя Чиа, шведка малайзийского происхождения, по пять часов в день сидела за машинкой в соседнем зале и шила одежду — исследовала непрерывный и бесполезный труд кройки и шитья во время перформанса «Утопая в океане дел».

Наконец гости увидели выступление группы Quarto — супружеской пары, которая с 2012 года на разных площадках показывает перформанс Durational Rope. Сменяя друг друга, Леандро Заппала и Анна Мескита перемещают по залу черную веревку длиной несколько сот метров, постепенно впадая в транс, запутываясь в ней с головы до ног и катаясь по полу. Из-за выверенных и несколько театрализованных движений художников перформанс напоминает современный танец, впрочем, оба участника дуэта в прошлом были танцорами. Веревка в этом действе — инструмент, помогающий художникам найти и расширить границы своей телесности: ворочание тяжелыми клубками в течение нескольких часов утомляет. Неотрывное слежение за конвульсивными движениями художников гипнотизирует, и после двадцати минут просмотра некоторые зрители, сидящие вдоль стен зала, начинают легонько покачиваться в такт движению локтей Леандро Заппалы. В этом, пожалуй, и смысл просмотра долгих перформансов: понять увиденное получится вряд ли, но пережить — вполне.