В Москве, условно говоря, всегда существовало два вида уличных гонщиков: «мажоры» и «правильные». В светлые времена, когда Эрик Давидыч не сидел под стражей за свою антикоррупционную деятельность, а площадки возле главного здания Университета не были огорожены бетонными блоками, правильные стритрейсеры собирались на центральной клумбе МГУ. Мажорская клумба была ближе к Мосфильмовской. На правильной тусовались в основном тюнингованные японские тачки в возрасте — помните, как в фильмах «Форсаж» с покойным Полом Уокером. Все эти Toyota Supra, Mitsubishi Eclipse, Subaru Impreza и им подобные, собранные в гаражах руками, растущими из нужного места. На мажорской — весь цвет современного автопрома, начиная с BMW M3 и заканчивая Lamborghini. Одни тихо презирали других, а может просто завидовали. Правильные стритрейсеры недолюбливали мажоров за то, что папа купил им быструю тачку, но не купил мозги и умение водить. Мажорам по большей части было пофигу, что о них думают. Одни гонялись в строго отведенных местах за городом, для других любой изгиб на ТТК был Северной петлей. Для одних машина была заменой конструктора лего, для других — способом самовыражения, завоевания признания сверстников, внимания «телочек» и получения лайков. Всех объединяла любовь к скорости, и неважно, что было причиной этой любви: стремление своими руками построить автомобиль побыстрее, социальный протест, юношеский максимализм.

Риторический вопрос: какой русский не любит быстрой езды? Но, похоже, эта народная любовь кончилась веке в девятнадцатом, когда еще классики запрягали кобылку в сани и наваливали по утреннему снегу. Теперь все чаще коллеги-журналисты кричат, что от гонщиков все беды. Стритрейсеры плюют на правила, стритрейсеры наматываются на столбы, убивая не только себя, но и окружающих. Сводки новостей заполнены роликами, в которых отвага за рулем граничит со слабоумием. А уж если в уличных гонках замечен кто-то, чей папа входит в первую сотню богачей по версии Forbes, то пресса точно не упустит возможности пару месяцев оттаптываться на несчастных. Общественность все это дело хавает, а потом ее дико бомбит в фейсбуках, что вот юношеский протест и большое бабло, помноженное на безнаказанность и лошадиные силы, порождает Шамсуаровых, Багдасарян и прочих Левиевых. Запретить, посадить, осудить — в общем, все в лучших традициях совка. Хотя, если взять общую статистику дорожных происшествий, я могу вспомнить всего пару случаев, когда именно гонки богатых детей приводили к серьезным авариям.

Вот и сегодня новость о том, что Мару Багдасарян задержали за неправильную парковку, висит в топах новостей. Дорогие мои, не слишком ли много внимания вы уделяете кучке подростков? Я не оправдываю хамское поведение на дороге и пренебрежение законом, но не надо сравнивать жопу с пальцем. Главное, все целы, остальное решать судье, а не диванным аналитикам. То, что вытворяют так называемые мажоры, это безобидный детский лепет на фоне того, как ведут себя на дорогах простые смертные. По опыту могу сказать, что убиться на каком-нибудь Porsche Panamera Turbo или BMW M5 гораздо сложнее, чем на корейских ведрах, которые покупают за полмиллиона в кредит. Да, неопытный человек, почувствовав под правой ногой сотни лошадиных сил, поначалу испытывает эйфорию, адреналин туманит глаза, и, если вовремя не спохватится, теряет контроль над машиной, дистанцией, скоростью. Но прежде, чем ситуация станет необратимой, машина всеми способами постарается себя спасти. Чего не скажешь о дешевых консервных банках, которым противопоказана скорость больше сотни, и то на прямой. Пару месяцев назад один персонаж на Mitsubishi Lancer, заклеенном в зеркальную пленку от колес до крыши, решил произвести впечатление на девушку, которую я посадил за руль Chevrolet Corvette. Мы ехали в левом ряду, он обошел нас справа, уехал вперед и начал играть в «шашки» в плотном потоке. Естественно, его занесло, он задел едущий параллельно джип, который и прилетел на полном ходу в отбойник прямо перед нами. Видели бы вы его лицо, когда он вылез из машины. Видимо, подумал, что Corvette он тоже зацепил, и начал судорожно подсчитывать, сколько раз нужно перепродать на Avito свои почки.

Откройте чертов Youtube — там каждую неделю выходят подборки дорожных подвигов обычных людей. Про таких дегенератов не пишут в новостях, в социальных сетях на них не выливается ведро помоев общественного порицания, но именно простые смертные уносят десятки жизней в месяц на наших дорогах. Больные на голову бомбилы, пикирующие на обочину из крайнего левого ряда, завидев поднятую руку. Джигиты на развалюхах, из которых на ходу сыпятся гайки. Дорожные учителя, отрастившие вместе с большой машиной большие яйца и подрезающие всех, кто им не приглянулся. Удаленные сотрудники колл-центров, не выпускающие из рук мобильники, хотя в машинах давно изобрели громкую связь. Дамы в возрасте, от испуга шарахающиеся в соседний ряд и не знающие, что маленький рычажок под рулем активирует ассистента безопасного перестроения. Я встречаюсь с такими каждый день, и мне очень хочется, чтобы они все ездили на метро. И поверьте, мне гораздо страшнее наблюдать все это, чем Ferrari, играющий в шашки на Кутузовском.

Я бы не стал утверждать, что езда по городам на скоростях свыше 120 км/ч являет собой протест против устоев общества. Хотя протестные настроения в свое время и породили гонки Gumball 3000, например. Если у тебя есть пара десятков тысяч долларов, быстрая тачка и желание пополнить бюджеты нескольких стран, в промежутках между заездами заливая в себя «Кристалл» и наслаждаясь видами старой Европы, то добро пожаловать. Никаких ограничений нет, но за все отвечаешь сам. Напревышал на пару десятков тысяч евро — твои проблемы. Разложил свой Ferrari об столб — летишь домой или покупаешь новый. И гоняют уже много лет, разбиваются, но приезжают снова. И дело давно уже не в протесте. Проблема в том, что зависимость от скорости и адреналина сродни наркотической: однажды начав, остановиться уже не получится.

И вот только не надо, господа диванные моралисты, рассказывать мне, что можно купить себе автомобиль, в котором 600 лошадиных сил, и ездить на нем по городу, не превышая скорости. Если вы так считаете, значит всю жизнь ездили на тазах или автобусе — и это к лучшему. Пересадите свою бабушку из убогого Nissan Juke в Mercedes C63 AMG. Ставлю на то, что она поедет так, что вы ее не узнаете. Сегодня дорогие и быстрые автомобили могут простить тебе большинство ошибок. Они разгоняются до сотни раньше, чем вы успеете посмотреть на спидометр. Они предупреждают о возможном столкновении, о пешеходах и зверях, которые, возможно, появятся у вас на пути. Современные дорогие автомобили абсолютно безопасны, если за рулем сидит трезвый человек, не страдающий слабоумием. Современные автомобили ушли очень далеко от правил дорожного движения, оставшихся нам от дедов, когда ГАЗ-24 за полчаса разгонялся до 60 км/ч и для полной остановки ему нужны были полкилометра. Поэтому хорошо подумайте над этим, прежде чем написать в социальных сетях очередной недовольный пост.

И лучше не попадайтесь мне на дороге.