Подвиги

Магомед Нурбагандов

О поступке Магомеда Нурбагандова стало известно в сентябре, хотя сам инцидент произошел в Дагестане еще в июле. 30-летний лейтенант полиции отдыхал со своей семьей в лесу. Утром их вытащили из палаток люди, позже представившиеся «рекрутами» Исламского Государства. Когда нападавшие узнали, что Магомед — действующий сотрудник полиции, его кинули в багажник и отвезли на небольшое расстояние от села. Перед казнью боевики требовали, чтобы он на камеру призвал своих коллег уйти с работы. Магомед сказал только: «Работайте, братья», — после чего был застрелен. Запись впоследствии нашли во время спецоперации по уничтожению боевиков. В сентябре Дмитрий Песков назвал поступок Нурбагандова «геройским», Владимир Путин посмертно представил полицейского к ордену Мужества и званию Героя Российской Федерации.

Максим Якименко

7 февраля участковый Максим Якименко спас 49 человек из горящей пятиэтажки в Красноярске. Огонь вспыхнул ночью. Пожарным стало известно, что горит деревянный пол в общем коридоре и пламя уже перекинулось на электрощитки со второго по четвертый этажи. Капитан полиции оказался на месте первым и за несколько минут смог обойти все квартиры в доме, помог выбраться из огня 34 взрослым и 15 несовершеннолетним жителям. При этом Якименко сам отравился угарным газом и был госпитализирован. В том же месяце участкового представили к ведомственной награде МЧС России «За отвагу на пожаре».

Данил Максудов

История со «снежным адом» на трассе Оренбург — Орск облетела федеральные СМИ в январе. Из-за пурги и сильного снегопада в ночь на 3 января 2016 года на дороге образовался затор из 50 автомобилей. Около ста человек оказались отрезаны от внешнего мира на 16 часов. Старший сержант Данил Максудов в составе наряда ДПС приехал на место первым, стал раздавать застрявшим автомобилистам свою одежду: куртку, шапку, перчатки, а впоследствии помогал им пробираться к машинам МЧС, организовывая живые цепи. В итоге 84 человека удалось вызволить «из ледяного плена», Данилу Максудова представили к госнаграде после того, как полицейский пошел на поправку. Ранее медики хотели ампутировать ему пальцы из-за обморожения.

Алексей Топоев

Вечером в среду, 9 ноября, в дежурную часть полиции города Сорска в Хакасии поступило сообщение о семейном скандале. На место происшествия отправился участковый Алексей Топоев. Оказавшись в квартире, Топоев услышал крики женщины, а в ванной комнате обнаружил висельника на бельевой веревке: мужчина уже не подавал признаков жизни. Тогда Топоев не стал ждать медиков, вытащил тело из петли, начал делать искусственное дыхание и массаж сердца. К приезду бригады пострадавший уже начал дышать. К утру мужчина вышел из комы и рассказал о ссоре с женой. По словам врачей, только действия Топоева чудом спасли человека.

Александр Новиков

4 апреля в петербургский «Фонд друзей балтийской нерпы» пришло сообщение о том, что в канал Ломоносова прибило льдину с тюлененком. Через несколько часов, до приезда специалистов, ветер изменился, льдину разломило и стало уносить обратно в Финский залив. Лейтенант полиции Александр Новиков обвязал себя тросом, прыгнул с катера в ледяную воду и спас зверя. Тюлененок получил обморожение и повредил лапу, но без действий Новикова он бы погиб.

Злодеяния

Дмитрий Захарченко

В начале сентября был задержан замначальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России полковник Дмитрий Захарченко. Через несколько дней у него при обысках были найдены 125 миллионов долларов и 2 миллиона евро наличными, которые в сумме составляют 9 миллиардов рублей. Следствие параллельно ведут ФСБ и СК. Захарченко сейчас подозревают в причастности к хищению из ПАО «Нота-банк» 26 миллиардов рублей, но в ФСБ считают, что полковник был казначеем и хранителем «общака» крупной группировки сотрудников ГУЭБиПК. При этом дело Захарченко не связано с нашумевшим делом следователей СК Дениса Никандрова, Михаила Максименко и Александра Ламонова, а показания против Захарченко дала дизайнер Фатима Мисикова, из-за которой произошла перестрелка у ресторана Elements на Рочдельской улице в Москве. Следствие по делу Захарченко продолжается.

Отделение полиции «Ленинское», Магнитогорск

Нашумевшая история Игоря Губанова из Магнитогорска началась еще в январе. Тогда мужчину и его жену, Салиму Мухамедьянову, задержали после конфликта с соседкой по коммуналке и привезли в отдел полиции «Ленинский». Их отпустили вскоре после составления протокола, а через несколько часов те же самые полицейские вновь увезли пару в отделение, не дав им даже обуться. Губанова поместили в камеру, а Салиму завели в кабинет, где, по словам женщины, полицейские Минаев и Сисангулов избили ее и изнасиловали. Впоследствии семья тщетно пыталась жаловаться на сотрудников полиции, а против самой Салимы Мухамедьяновой возбудили дело о ложном доносе. 7 августа Игорь Губанов отрезал себе мизинец, заявив, что будет отрезать себе по пальцу каждую неделю, пока расследование изнасилования его жены не начнется, а история не получит широкий резонанс. Губанов сдержал обещание и 15 августа отрезал себе безымянный палец левой руки, после чего прекратил акцию. «Внимание общественности уже привлечено, и теперь следует вернуть борьбу в правовое русло», — заявил Губанов. Дело до сих пор не возбуждено.

Отделение полиции по Павлоградскому району, Омская область

26 октября суд вынес приговор четырем бывшим сотрудникам полиции, которых обвиняли в пытках подозреваемых с применением электрошокеров. Сама история случилась в январе 2015 года. В селе Южное Омской области в собственном доме была жестоко убита пожилая женщина. Чтобы замести следы, неизвестные устроили пожар. Летом 2016 года оперативниками местного отделения полиции — Рустамом Ахметовым, Владиславом Богомоловым, Евгением Дубовиковым и Юрием Дизером — были задержаны четверо ранее судимых граждан, которым устроили допрос с пристрастием. По данным следователей, «из ложно понятых интересов службы» подозреваемых сначала избивали и пытали, приставляя электрошокер к голове и телу, а потом заперли в отделении на несколько суток, пока один из них не сознался. Вскоре отделом собственной безопасности УМВД России по Омской области было возбуждено уголовное дело, и полицейские были отстранены от своих должностей. Вину свою они не признали, суд приговорил их к условному лишению свободы на срок от 2 до 4 лет. Дело об убийстве пенсионерки, между тем, до сих пор не раскрыто.

Юрий Иванов

В сентябре семья Шумилиных из Ярославля поехала в гости к друзьям в Москву. За рулем автомобиля находился 40-летний клирик Рыбинской епархии диакон Алексей Шумилин, рядом сидели его 63-летняя мама, на заднем сидении — 28-летняя беременная супруга Юлия и двое детей — двухмесячная Мария и трехлетний Михаил. Прямо за ними по трассе ехал сильно пьяный 26-летний оперуполномоченный группы угрозыска полиции Ивантеевки лейтенант Юрий Иванов со своей подругой. Иванов отработал в полиции 3 года. Машина, которой он управлял, была оформлена на друга. На чистой и ровной дороге Иванов потерял управление, врезался в машину священника, которую смяло и выбросило в кювет. Моментально погибли все, кроме трехлетнего ребенка, пристегнутого к детскому сиденью. Юрий Иванов не пострадал, его подругу госпитализировали. Было возбуждено уголовное дело, Иванов был уволен из органов и арестован, ему грозит максимальный срок — 9 лет заключения.

«Русская Эбола»

Последнее злодейство не персонализировано: проект «Русская Эбола» кропотливо собирает факты всех смертей в отделениях полиции и СИЗО уже два года. Название авторы выбрали по мотивам статьи журналиста Олега Кашина, который сравнивал эту устойчивую статистику с пандемией африканского вируса Эболы. По данным проекта, с начала 2015 года в отделениях полиции, ИВС и СИЗО Российской Федерации умерли 197 человек, а за 9 месяцев 2016 года — еще 49 человек. Самая распространенная официальная причина гибели людей, заявляемая в документах — остановка сердца или инфаркт.

Министр внутренних дел Колокольцев признавал, что реформа его ведомства провалилась. Президент России критикует МВД за низкую раскрываемость преступлений постоянно, но ничего не меняется. В марте 2016 года Владимир Путин даже отказался называть конкретные цифры, заявив просто, что раскрывается лишь каждое второе дело. Впрочем, по данным ВЦИОМ, уровень доверия к сотрудникам полиции за последние три года достиг максимального показателя — 46%. При этом, «хорошо» и «очень хорошо» оценили работу полиции 25% опрошенных.