Деперсонализация — симптом ряда психических расстройств (депрессии, расстройств тревожного спектра, шизофрении), но она может проявляться и при сильном стрессе, недосыпании, джетлаге, эпилепсии и из-за приема некоторых препаратов (как лекарственных, так и наркотических). Несмотря на диковинные и пугающие ощущения, это достаточно распространенное явление — по разным оценкам, оно встречается у 1–2,5% населения. Как же ощущается деперсонализация?

Во-первых, как можно понять из названия, человеку кажется, что его личность словно стерта или ее типичные черты сильно приглушены. То, что его определяло раньше — чувства, реакции и желания, — теперь теряет смысл и словно относится к кому-то другому. Остаются только самые базовые эмоции, более тонкие и сложные переживания исчезают. Что особенно неприятно, приглушаются или временно пропадают чувства к близким людям (человек может «умом» понимать, что все еще любит родителей, ребенка или супруга, но не ощущать при этом совершенно никакого тепла).

При этом может субъективно ухудшаться память и страдать образное мышление. Человеку становится сложнее воспринимать произведения искусства и те проявления внешнего мира, которые его раньше эмоционально трогали (например, красивые пейзажи, рассвет, умилительные животные и т. д.). Кажется, что в голове нет никаких мыслей, и настроение тоже никакое. Но от обычной апатии деперсонализация отличается более широким и ярким спектром проявлений.

Такое состояние буквально делает окружающий мир «бесцветным» и «ненастоящим». Обстановка кажется «плоской», «мертвой» или воспринимается притупленно, как бы через стекло. Человеку может казаться, что он все время находится словно под куполом или в подводной лодке и напрямую не соприкасается с реальностью, лишь наблюдая за ней через искаженный объектив. Притупляется цветовосприятие, все краски будто тускнеют и все становится серым. Иногда отстранение достигает такой силы, что даже привычные места и предметы могут казаться увиденными впервые и чужими, как будто ты находишься во сне или смотришь фильм. Этот набор ощущений также называется дереализацией.

Тактильность тоже страдает — человек перестает ощущать свое тело привычным образом. Собственные действия воспринимаются как бы со стороны, больному сложно поверить, что они произвольны и как-то связаны с его желаниями. Может притупляться осязательная и температурная чувствительность, ослабевают вкусовые ощущения и так называемая проприоцепция (восприятие собственного положения в пространстве). Время тоже будто замедляется или вовсе останавливается.

Весь этот набор ощущений может оказаться гораздо более неприятным, чем то, что мы привыкли обычно воспринимать как страдание (тревога, подавленность, злость, тоска и т. д.). Многие люди предпочли бы испытывать боль, чем такое ощущение пустоты, бесцветности и потери контакта с миром. Чаще всего деперсонализация — это редкий эпизод в жизни человека, но в некоторых случаях (например, после серьезных психологических травм) такое состояние может растянуться надолго и начать заметно мешать человеку в разных аспектах повседневности, дезориентируя его и лишая возможности получать удовольствие от жизни. В таких случаях говорят о «расстройстве деперсонализации-дереализации».

Почему это происходит?

Как правило, деперсонализация является защитным механизмом психики при возникновении сильного эмоционального потрясения. Это что-то вроде анестезии в экстремальной ситуации: такое состояние позволяет спокойно оценить обстановку, отключив все, что может мешать трезвому анализу. Что именно ваша психика посчитает достаточно экстремальной ситуацией для включения подобного протокола — десятибалльное землетрясение, разрыв с любимым человеком или сдачу амбициозного проекта, зависит от многих факторов, в том числе и генетики.

Если рассматривать процесс с нейробиологической точки зрения, что именно происходит в мозгу человека с деперсонализацией, пока не очень понятно, есть лишь приблизительные теории. Одна из них выглядит так: в ответ на стресс мозг в большом количестве вырабатывает эндорфины с высоким родством к μ-опиоидным рецепторам. Основная функция этих рецепторов — снижение болевых ощущений, но они же «отвечают» за эйфорию при употреблении опиатов вроде героина. Их сильная активация вызывает перекос в нейрохимическом балансе, из-за чего во избежание «перегрева» блокируется центр удовольствия и отключается лимбическая система, порождающая эмоции. Другая версия связывает деперсонализацию с нарушением баланса глутаминовой кислоты — возбуждающего нейромедиатора, усиливающего нервные импульсы.

Как лечить

Из психотерапевтических методик рекомендуются когнитивно-поведенческая и психодинамическая терапия. С медикаментами все сложнее: лекарства, реально работающего именно против деперсонализации, ученые еще не нашли. Несколько исследований показали, что при деперсонализации эффективны антагонисты опиоидных рецепторов, например, препараты налоксон и налтрексон, но данные все еще остаются противоречивыми. Логика также подсказывает, что деперсонализация, вызванная депрессией и тревожными расстройствами, должна смягчаться при использовании антидепрессантов и противотревожных лекарств, но на практике не все так очевидно. Из 60 исследований, посвященных использованию антидепрессантов последнего поколения — селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, только девять продемонстрировали заметный эффект. Практический опыт врачей показывает, что транквилизаторы в больших дозах часто снимают симптоматику, но качественных исследований на эту тему тоже не хватает. Тем не менее есть шанс облегчить свое состояние, обратившись к специалисту, который поможет индивидуально подобрать медикаменты.