Николай Злобин: О дружбе с Обамой
Приход к власти новых людей в России и США всегда приводил к всплеску взаимного интереса и регулярным попыткам перевести двусторонние отношения в новое качество. Однако в последнее время каждый такой всплеск был не столь мощным, как предыдущий, и, как правило, не компенсировал предшествующий ему упадок. Российско-американские отношения представляют собой череду угасающих всплесков, разделенных периодами все более глубокого упадка. При этом личные отношения лидеров двух стран представляли собой все большую и большую идиллию. Сегодня это демонстрируют Дмитрий Медведев и Барак Обама.
Каждый американский президент после прихода к власти предлагал очередной план реформирования отношений с Россией, ибо не без оснований опасался того, что его политические оппоненты будут использовать отсутствие у него плана «новой российской политики» для критики. Однако, разработав такую политику и строя свои отношения с Москвой на новой основе, лидер США к концу своего срока в Белом доме неизбежно оказывался в ситуации, когда его активно критиковали за прямо противоположное — очередной провал с Россией. Все президенты пытались создать эффективную политику в отношении Москвы, и все их попытки провалились. Кажется, Америка вообще не в состоянии выработать адекватную политику в этом вопросе.
В свою очередь, каждый российский лидер приходил в Кремль с очевидным желанием значительно улучшить отношения с США. И каждый из них уходил в отставку жестким антиамериканцем. Все совершали один и тот же «круг почета». России и США — пример того, что в большой политике действует вечный закон: от любви до ненависти всего один шаг.
Все российские лидеры — каждый, конечно, по-своему — в начале своего срока были откровенно проамерикански настроенными политиками. В Вашингтоне до сих пор помнят, как Владимир Путин в буквальном смысле слова очаровал Джорджа Буша и его команду во время вечеринки на семейной ферме Бушей в Техасе в 2001 году по случаю дня рождения Конди Райс. Путин буквально горел желанием создать максимально доверительные отношения с американским партнером, откровенно рассказывал ему о политической ситуации в Кремле, пытаясь объяснить свои возможности и ограничения, которые из нее следуют. Многоопытные американцы до сих пор говорят, что никто из международных лидеров не был столь откровенным и прямым с президентом США.
Джордж Буш платил российскому президенту тем же очень теплым личным отношением. Сам факт приглашения Путина на такую вечеринку свидетельствовал о том, что связи лидеров двух стран находятся в отличном состоянии. Владимир Путин сказал, что он много общался с лидерами разных стран мира, но впервые один из них открыл для него свой личный дом и этого никогда нельзя забыть. Однако именно при Буше и Путине отношения между Россией и США достигли низшей точки, стали превращаться в подобие «неохолодной войны».
Дмитрий Медведев и Барак Обама следуют той же странной традиции. Первым иностранным лидером, с которым встретился Обама, был Медведев. Хотя все его советники в один голос говорили, что первым должен быть лидер Китая или глава одной из стран-союзников. Вместо запланированных 40 минут встреча Медведева и Обамы затянулась, к ужасу ответственных за протокол сотрудников, на два часа. Когда президенты вышли к журналистам, стало ясно, что вспыхнула новая российско-американская президентская любовь. Сам Медведев во время своей первой официальной поездки в США приятно поразил вашингтонский политический истеблишмент высказываниями, по сути дезавуирующими основные положения знаменитой речи Владимира Путина в Мюнхене.
Однако отношения между двумя странами, несмотря на взаимные симпатии новых президентов, никак не желают улучшаться. Завершающиеся переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений не могут являтся основой отношений. Это скорее традиционная повестка дня холодной войны. Back to USSR, если хотите. Ни та, ни другая сторона сегодня не понимает, что именно они, кроме ракет, могут перезагрузить. Двусторонние отношения остаются пугающе пустыми, в них нет фундаментальной основы. Нет ответа на главный вопрос: зачем России и США иметь дружеские отношения? Есть ли в странах запрос на них? Напряженность между Россией и США нужна многим, ибо она является питательным бульоном для политических карьер и военных бюджетов. На мире и дружбе карьеры не построишь, не заработаешь денег и славы. Кажется, у России вообще есть большой внутренний запрос — запрос на плохие отношения с США.
В Вашингтоне, например, бытует мнение, что две страны обречены на постоянное противостояние, ибо их национальные интересы расходятся слишком сильно. Как только решается одна проблема, элиты двух стран вытаскивают другую, и начинается новый этап взаимного упирания рогом. Другие полагают, что Москва нарвалась на то, о чем сама всегда мечтала, — чтобы на нее не обращали внимание и не учили жить. Америка резко опустила Россию в списке своих внешнеполитических приоритетов, и это, как полагают тут, сильно бесит некоторых кремлевских обитателей. Третьи видят проблему в несовместимости внутренних ценностей, которые, мол, не позволяют двум странам стать доверенными партнерами. Есть и другие объяснения.
Нельзя снова оставлять монополию на отношения США и России в руках небольшой группы людей в Кремле и Белом доме. Их личная близость не гарантирует успех, скорее наоборот. Небходимы не хорошие отношения между президентами, а близкие отношения между их народами. Государства могут сотрудничать, а дружит всегда их население. Президент Медведев должен сделать все, чтобы открыть Россию для Запада, чтобы, когда они с Обамой неизбежно разочаруются друг в друге, взаимные настроения, интересы и потребности их избирателей заставили бы их дружить, стиснув зубы. Президенты демократических стран привыкли дружить вопреки личным симпатиям. Теперь этому надо учиться Дмитрию Медведеву. Тогда, глядишь, с Грузией, Украиной, Польшей и т. д. отношения начнут улучшаться, с Запада двинутся серьезные инвестиции, а в самой России появятся новые идеи.