Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Премии Кандинского, учрежденной Breus Foundation, в этом году исполнилось 10 лет. Юбилейное мероприятие — впрочем, как и прошлогоднее, — было скромным и строгим. За время существования премии гости церемоний повидали многое: ядовитый конферанс Мизина и Шабурова из «Синих носов», дефиле милиционеров, пикеты центристских молодежных активистов с транспарантами «Кандинскому стыдно!», Марину Абрамович, размахивающую флагом.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

До начала награждения на сцене крутились видеоролики, снятые во время совещаний жюри. На первом этаже «Ударника», который команда Бреуса постепенно превращает в музей современного искусства, экспонировались работы художников из шорт-листа премии. Десятая церемония иллюстрировала основную мысль, которую учредитель премии Шалва Бреус повторял из раза в раз: премия Кандинского должна быть процессом, а не событием.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Напомним, художники номинируются на премию путем самовыдвижения. В этом году число заявок было рекордным — 522. Из них 198 художников представили свои работы к номинации «Проект года», 309 работ были заявлены в «Проект года. Молодой художник» (номинироваться могут участники до 35 лет) и 15 — в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Жюри отбирало лучшие работы, оценивая то, как высказывание художника звучало в общекультурном контексте.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Принцип самовыдвижения — своеобразная защита от монополии гигантов художественной сцены. Член жюри, доктор искусствоведения Екатерина Бобринская обратила внимание на то, что в номинации «Проект года» молодежь потеснила известных художников. По мнению Бобринской, большинство работ были лишены социально-политического пафоса — номинированные художники скорее говорили со зрителями изнутри своей головы. С ней не согласился академик РАХ Александр Якимович: «Все работы, представленные к премии, подспудно политизированы до предела. Они все так или иначе рассказывают о том, в какой дыре мы все находимся, о шоке, кризисе, ступоре. Одна грустная ирония и совсем нет живого, добродушного юмора».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На статуэтку номинации «Проект года» и 1,8 миллиона рублей претендовали арт-группа «Синий суп» с видеоработой Cascade, Евгений Гранильщиков, который уже брал «Кандинского» в 2013 году как лучший молодой художник, и Андрей Кузькин. Кузькину в итоге и достался главный приз. Его работа «Право на жизнь» — своеобразная автобиография: фото перформансов, акций и инсталляций, сделанных за восемь лет. Работы сопровождались аннотациями: «Один человек обменял в художественной галерее деньги, слепленные из хлеба, на настоящие», «Один человек собрал из найденных предметов композицию во дворе своего друга и попросил его выйти посмотреть», «Один человек замуровал все свои вещи в 59 металлических ящиков на срок 29 лет» и т. д.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Шорт-лист номинации «Проект года. Молодой художник» получился женским. Полина Канис представила свою видеоработу «Смена» о монотонной работе сотрудников безымянного учреждения, расположенного в здании бывшего музея. Работа Ани Желудь — собранные воедино фрагменты из разных инсталляций, сделанных из черных отрезков арматуры: деревенский пейзаж с кладбищем и объекты, по форме напоминающие узнаваемую кухонную утварь. Таус Махачева для своей работы «Без названия — 2» перевоплотилась в персонажа по имени Супер Таус. На видеозаписи перформанса героиня ищет подходящее место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой — двум смотрительницам дагестанского музея, которые в начале 1990-х спасли полотно А. Родченко «Абстрактная композиция» 1918 года, вырвав его из рук грабителя. Памятник побывал в Махачкале, Москве и в Париже — Супер Таус носила его с места на место, взвалив на спину. Победив в номинации, Махачева вышла на сцену в образе своей героини — в этническом дагестанском наряде и с покрытой головой. Денежную часть премии — 450 тысяч рублей — Таус собирается потратить на ремонт своего дома в Дагестане.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Третьим победителем премии Кандинского стал куратор и искусствовед Виктор Мизиано. Его труд «Виноградов и Дубосарский» признан лучшим в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

Директор ММОМА Ольга Свиблова после церемонии награждения отметила, что этот год был «урожайным» на молодое искусство: со многими художниками, которых она оценивала как член жюри премии, она собирается работать в своем музее.