Великая стройка капитализма

Всеми студенческими отрядами России управляют из Москвы. Общественная организация «Российские студенческие отряды» на всех уровнях тесно переплетена со структурами «Молодой Гвардии “Единой России”» и курируется Росмолодежью.

Студотряды достаточно сильно бюрократизированы, но разобраться в них можно: когда проект получает статус «всероссийской студенческой стройки», он начинает приглашать молодежь к себе на кратковременную работу. Если студент хочет отправиться строить мосты, космодромы, электростанции и магистрали, ему следует вступить в студотряд в своем вузе. Если такого нет — обратиться в региональное отделение РСО и примкнуть к чужому отряду. Только после конкурса внутри РСО (как правило, весной) становится ясно, кто куда поедет.

Раньше строительные компании нехотя принимали студентов и воспринимали их как социальное бремя. Однако после введения специальных налоговых льгот для партнеров «Российских студенческих отрядов» сделка стала значительно выгоднее.

Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости
Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости

Космодром Восточный

Восточный регулярно требует новых финансовых вливаний и регулярно же задерживает зарплаты сотрудникам. Чтобы справиться с дефицитом рабочей силы, генподрядчик позвал студентов на «всероссийскую космическую стройку». Рекламную поддержку инициативе «Спецстроя» оказали и Путин, и Медведев, и Рогозин. Это помогло — стройка космодрома стала крупнейшей по числу привлеченных студентов: в 2016 году со всей России приехали более 500 человек, то есть 32 студенческих отряда. Зарплата от 25 до 55 тысяч рублей в месяц — зависит от выработки.

Проживают студенты в будущем космическом городке Циолковский, который сами же и строят. С 2015 года там размещают только мальчиков: годом ранее из шести поселившихся девушек четверо уехали домой беременными. Стройка быстро стала восприниматься студентами как романтическая: несмотря на бытовые неудобства, участники вспоминают ее с ностальгией. Сейчас Роскосмос объявил набор 60 студентов на «зимний трудовой семестр». Предположительно отряды отправятся на космодром в феврале-марте 2017 года.

Фото: Александр Полегенько/РИА Новости
Фото: Александр Полегенько/РИА Новости

Керченский мост

В конкурсе участвуют только вузы строительной специализации: архитектурные, дорожные и мостостроения. Поэтому стройка в Керчи и не стала «всероссийской». Тем не менее в июне 2016 года к мосту на два месяца отправились 67 студентов, которые жили и работали вместе с вахтовиками в Тамани, а еще 20 студентов участвовали в прокладке трассы со стороны Краснодарского края. Из условий — рабочая пятидневка, ставка от 150 рублей в час, бесплатное проживание и трехразовое питание. В августе «трудовой семестр» закончился, руководитель Росавтодора Роман Старовойт пообещал пригласить стройотряды и в 2017 году.

Фото: Вадим Жернов/РИА Новости
Фото: Вадим Жернов/РИА Новости

Нововоронежская и Ленинградская АЭС

Корпорация «Росатом» придумала для студентов «всероссийскую стройку “Мирный Атом — 2016”», объекты которой рассыпаны по всей стране. Из наиболее крупных — Нововоронежская АЭС, к которой отправились 13 стройотрядов, чтобы помогать с отделочными, бетонными, вентиляционными работами. Также 120 студентов пригласила в Сосновый Бор Ленинградская АЭС. Новый трудовой сезон электростанции обещают открыть в 2017 году, а уже сейчас на уборку ядерного городка Озерск в Челябинской области зовет стратегическое предприятие «Маяк».

Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости
Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости

БАМ-2

Владимир Якунин когда-то обещал запустить второй путь Байкало-Амурской магистрали в 2018 году. Потом сроки сдвинулись сразу до 2030 года, но работа действительно идет — все же в проекте реконструкции железной дороги заинтересован крупный бизнес. От «Российских студенческих отрядов» на БАМ-2 прошедшим летом отправились 20 человек. Они занялись укладкой рельсошпальной решетки, планировкой верхнего строения пути, балансировкой и отделкой стрелочных переводов, геодезической съемкой. Работы серьезные и тяжелые — у всех «бойцов» есть второй и третий разряд по специальности «монтер пути». Будет ли трудовой сезон открываться в наступившем году — пока неизвестно, заявки при желании нужно отправлять сразу в сборный отряд «Байкал».

Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

«Зенит-Арена» и Петербург

Сеть «РСО» в Петербурге — одна из самых развитых. Студенты могут выбрать разные виды занятий: есть педагогические отряды (вожатые), сельскохозяйственные, археологические и отряды проводников. Но строители и тут получают больше всех — от 30 до 80 тысяч за два месяца. Работы идут на объектах будущего чемпионата мира по футболу и в инфраструктуре спортивных сооружений. Все это вице-губернатор Албин объединил в «студенческую стройку “Санкт-Петербург”». 250 стройотрядовцев участвовали в работах над Яхтенным мостом и мостом через Малую Неву, на стройках станций метрополитена «Южная», «Новокрестовская» и, конечно, на самом стадионе «Крестовский». Постоянные бригады строителей признаются: вопрос сроков сдачи объектов настолько острый, что любые рабочие руки не помешают. 25 августа 2016-го сезон закрылся, а в правительстве Санкт-Петербурга пообещали повторить сборы летом 2017 года.

Ямал, Бованенковское месторождение

На ямальские месторождения «Газпрома» летом отправляли три отряда из Санкт-Петербурга: «Сириус», «Искру» и «Лесопилку». Последним обещали зарплату от 30 тысяч, проживание, питание и одежду. На деле же студенты оказались удивлены условиями работы: кормили себя сами (так называемыми «продуктовыми бомж-пакетами»), вместо матрасов использовали ненужные деревянные двери, из униформы — только куртка. Зарплату в размере 30 тысяч обещали перечислить только к октябрю. В остальное время объектом занимаются вахтовики и заключенные, если верить матерям стройотрядовцев. Тем не менее «Бованенковская стройка» получила статус всероссийской, а значит, набор будет проходить и в 2017 году.