Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Жизнь в Заполярье

Норильск — самый северный город в мире с населением более 150 000 человек. Это стратегически важная точка на карте горнодобывающей промышленности не только России, но и всего мира. Норильск был спроектирован как город для обслуживания производства и долгие годы оставался «местом при предприятии»: градообразующее производство Норильска — «Норникель» — было главным драйвером экономической и социальной жизни города. Но сейчас социалистическая модель развития уже не актуальна, а жизнь горожан больше не концентрируются исключительно вокруг «Норникеля», на котором исторически работает основная часть населения.

Агентство развития Норильска — долгосрочный проект по преобразованию города в более открытый, конкурентоспособный и привлекательный. Агентство будет улучшать качество повседневной жизни и заниматься развитием сервисной экономики в четырех приоритетных сферах: бизнес, девелопмент, туризм и социокультурные проекты. Но преобразовывать планируется и более конкретные вещи — дворы, тротуары, детские площадки, торговые центры и общественные пространства. В целом этот проект стремится доказать, что в Заполярье возможен европейский уровень комфорта и качества жизни.

Норильск — это «Норникель»?

Ключевая задача агентства — развивать малый и средний бизнес в Норильске. «Необходимо сломать стереотип: “Норильск — это “Норникель””. Жители начнут активизироваться, когда увидят, что администрация поддерживает как инициативы бизнеса, так и личную инициативу каждого, — говорит руководитель управления благотворительных программ Заполярного филиала «Норникеля» Светлана Рубашкина. — Городу нужны разнообразные сервисные франшизы: хочется выпить вкусный кофе — откройте небольшое кафе, хочется сделать красивый маникюр — откройте уютный салон, хочется получать качественное медицинское обслуживание — откройте такую компанию».

В ноябре в городе была проведена ярмарка франшиз для местных бизнесменов. В Норильск приехали представители ресторанного бизнеса, компании, занимающиеся медицинским обслуживанием и социальным предпринимательством, франшизы по продаже украшений и другие проекты. Параллельно с открытием новых магазинов, ресторанов и салонов Агентство развития Норильска планирует обучать предпринимателей и персонал современным технологиям управления, а администрация города будет увеличивать количество площадей для нового бизнеса: строить торговые и бизнес-центры, гостиницы и места досуга.

Фото: Вячеслав Шут
Фото: Вячеслав Шут

Таймырская природа и городская среда

Раньше в город приезжали в основном в командировки, а сейчас он становится более открытым для обычных туристов, которые хотят увидеть таймырскую природу и легендарный горный массив Плато Путорана.

Помимо природы и промышленного туризма, Норильск может заманивать путешественников северной кухней, специальными событиями и фестивалями, которые будут и интересны туристам, и улучшат ощущение от жизни в городе самих жителей Норильска. Развитию городской среды помогает не только экономика, но и праздники, благотворительные ярмарки, спортивные соревнования, открытые лекции и так далее.

Для того, чтобы профессиональные кадры оставались в Норильске и получали удовольствие от жизни в этом городе, нужно привлекать их к созданию среды для жизни — любые изменения должны происходить по инициативе самих горожан.

Фото: Сергей Горшков
Фото: Сергей Горшков

Что впереди?

Агентство развития Норильска находится на старте своей работы. Стратегическое планирование должно основываться на цифрах, конкретных данных и предложениях, поэтому сейчас агентство проводит исследовательскую работу и окончательно формирует свои направления деятельности. Сейчас самое главное — сформулировать, что именно нужно Норильску больше всего.

Проект будет существовать столько, сколько он будет себя оправдывать — пока будет видна его эффективность и пока будут происходить качественные изменения. В Череповце подобное агентство развития было создано в 1999 году, и сейчас это один из самых успешных примеров того, как меняется городская среда в современной России. Этому проекту уже 17 лет, и у него серьезные перспективы. Если правильно продумать план развития, то подобное агентство, необходимое каждому городу в России, может стать историей не на одно десятилетие. Ведь это точка, где сходятся интересы всех: бизнеса, горожан и администрации города. Ну и потомков, конечно.