Охота — спорт или убийство
Игорь, в нашем споре у вас не совсем обычная позиция. Вы занимаете солидный пост в организации, которая охраняет природу, и при этом сами охотник.
Я не хочу сказать, что охота — это необходимость, но в том, что люди любят смотреть на огонь, горящий в камине, или просто у костра посидеть, нет ничего иррационального. У нас у всех центральное отопление, тем не менее люди вкладывают в это средства и заинтересованы в том, чтобы дрова у них не переводились и были всегда. Охота относится к такого рода ощущениям.
Получается, что вы этих зверушек к дровам причисляете?
В данном случае мы говорим об охотничьих ресурсах. Это природный ресурс. Такой же, как лес, ягоды, грибы и т. д.
А слово «убийство» для вас ничего не значит?
Известно, что растения тоже чувствуют. Они узнают людей. Давайте тогда не будем есть растения. Жестокое обращение с животными имеет безусловное отношение к этике. А сама охота как таковая — нет.
Умерщвление не считается жестоким обращением, да?
Давайте послушаем мнение охотника. Что человек испытывает, убивая зверя?
Мне иногда говорят: «Бездомных собак надо жалеть». Когда стая голодных бездомных собак будет рвать этого человека, я посмотрю, как он будет их жалеть. Охота — это не только пальба по уткам из кустов, это в первую очередь отрасль народного хозяйства.
Должны ли охотиться мы, жители мегаполиса, которые могут выйти и купить мясо. Зачем позволять себе это удовольствие и излишество?
Меня сильно огорчает лицемерие моих оппонентов. Вы кушаете котлеты и перепоручили убийство этих «котлет» неким профессионалам. И не надо упрекать меня за то, что моя котлета, в отличие от вашей, летает.
Если бы меня заставляли убивать животное для каждой котлеты или для каждого куска колбасы, которую я съедаю, я бы стал вегетарианцем. Никакого лицемерия в этом нет. Есть специально обученные люди, у которых такая профессия — делать мне мясо. Я являюсь законопослушным гражданином и противником преступлений, но не иду работать тюремным охранником. Для этого тоже существуют отдельные люди.
К Сергею Адамовичу такой вопрос. Вы защищаете права людей. Вы признаете права животных?
Должен вас огорчить, у животных нет прав. Не бывает права без равноправия. Попробуем внедрить равноправие для всех видов животных. Вы тогда должны заявить, что нельзя убивать вшей, комаров и все иное.
Мне кажется, что это разные случаи, разные точки зрения. Мы говорим сейчас о животных, которые не нападают на людей. Они беззащитны. Человек намеренно идет убивать в леса.
Я хожу на охоту, потому что меня тяготит ощущение того, что я сильно завишу от цивилизации, от большого количества людей, которые меня окружают. Возможно, так сложится, что мне нужно будет зависеть только от себя и мои близкие будут зависеть от меня, поэтому я хочу познать разнообразные сферы деятельности, которые позволят мне существовать автономно.
Боря, это демагогия чистой воды! Ты тогда учись дома из деревьев складывать и научись разжигать огонь без спичек. Посвяти всю свою жизнь подготовке к тому, что ты окажешься в глухой сибирской тайге или где-нибудь на необитаемом острове.
А почему охотится Борис Минц?
Удовольствие в том, что это великолепный отдых. Это требует определенного количества навыков, причем очень серьезных. Умение ориентироваться в лесу, понимать лес, умение обращаться с оружием, что тоже может пригодиться в жизни.
Давайте прямо скажем: «навыков убийства».
Вы можете признать, что находите некоторое удовольствие в том, что это узаконенная возможность стрелять по живой мишени?
Когда я стреляю по животному, я практически не разделяю, что в тире по мишени, что по утке, которая летит. Есть правила охоты. И нельзя нарушать эти правила.
Избирательный гуманизм получается.
Давайте все обладать равными правами. Я здесь только для того, чтобы высказать свою точку зрения. Мне кажется, что убивать ни в чем не повинных животных собственноручно — это удовольствие ниже среднего, оно этичным не является. Я вовсе не ратую за то, чтобы эту охоту запрещать.
Это не тир. Это не то, что выпускают животных и вы по ним стреляете, попал — не попал. Охота — это достаточно большие трудозатраты: идешь в горы, живешь у костра, ищешь это животное, когда-то ты его нашел, когда-то нет, ты мог в него попасть, мог не попасть. Здесь проблема не в том, чтобы взять и убить, можно купить медведя в цирке, посадить его в клетку и там его убить. Но этого же никто не делает.
А если реальное ружье заменить на фоторужье? Будете часами выслеживать зверя, сидеть в кустах, у вас даже трофеи будут, фотографии.
И это тоже хорошо. Но это не полное погружение. Полное — это когда ты живешь этой жизнью, когда ты не берешь с собой продукты в достаточном количестве.
А с фоторужьем нельзя взять продукты?
Можно, но это не полное погружение в тот образ, о котором я говорю.
То есть обязательно надо убить.
Я сознательно ставлю себя в зависимость от своего успеха на охоте. Если я оказался не успешен, это означает, что у меня будут некоторые проблемы.
Такого лицемерия от охотников я не слышал нигде. Всем биологам прекрасно известно, что все животные испытывают такую же боль, такой же страх, все те же чувства, что и человек, будь они ранены, будь они убиты. О WWF тут вообще разговор короткий. Это организация, против которой после этой передачи возникнет целая вереница судебных тяжб. Потому что в течение многих лет эта организация просто объегоривала обывателей, внушая им мысль, что они самые доблестные защитники животных. А на деле оказались обыкновенными живодерами-убийцами. Призывая людей платить, спасая таким образом тигра, они хотели устроить охоту на этого тигра. Хотели устроить охоту на белого медведя из Красной книги. Что касается нашего правозащитника Ковалева, то я сильно опечален, потому что такие речи можно было услышать в 30-годы в фашистской Германии. Негры, евреи были лишены прав. До недавнего времени и женщины были лишены прав.
Тут проблема в том, что человек не просто не знает, о чем он говорит, а он категорически не хочет этого знать.
Идет корабль по Северному Ледовитому океану, бельков гибнет в три раза больше, а то, что поехали известные люди и легли на льдину, — это пиар, потому что забывают про этих известных людей и надо пропиариться.
Какой пиар? О чем вы говорите? Они, рискуя жизнью, летели.
Вы убийцы, вы хуже серийных маньяков, потому что вас защищает закон.
Вы спрашиваете, что привлекает охотников к охоте? Вот вы услышали ряд ответов. Я на этот вопрос отвечу одним словом: да, я испытываю азарт и нисколько этого не скрываю.
Очень много экстремизма с обеих сторон. Между теми, кто за, и теми, кто против. С точки зрения Торы и Библии, охота не есть что-то запрещенное или греховное, но в том случае, если человек животное съедает или из его кожи что-то делает. Охота спортивная, просто пойти пострелять — вот это запрещено. Нет такого, что животное нельзя убить.
Наверное, этот спор можно было бы вести бесконечно. У меня возникло ощущение, что противники охоты готовы растерзать любого, кто попытается посягнуть на жизнь какой-нибудь мышки-полевки. Но на один вопрос я так и не услышал ответа: что движет современным человеком, нажимающим на курок, чтобы уничтожить живое?