В конце XVIII века английский ученый-демограф Томас Мальтус опубликовал свой труд «Опыт о законе народонаселения», в котором он сопоставил численность людей и количество продовольственных ресурсов и пришел к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования, а именно, еда — всего лишь в арифметической. Вывод напрашивался сам собой, и всем стало не по себе... По счастью, Мальтус оказался не во всем прав, и некоторые аспекты производства он не учел, что и смягчило страшную перспективу. Но в последнее время эта проблема вновь стала темой научных дискуссий, так как нас на планете стало уже совсем много, а будет еще больше — и всех надо накормить, при этом желательно не подорвать ресурсы, не нанести урон природе и климату. А ведь надо сказать, что, согласно статистике, на сегодняшний день каждый седьмой человек на земле недоедает... В одном из самых престижных научных журналов Science на эту тему только что вышел обширный обзор, в котором ученые анализируют проблему и предлагают пути ее решения.

Томас Роберт Мальтус
Томас Роберт Мальтус

Население земли продолжает расти — по предварительному прогнозу, к 2050 году численность его возрастет до 9,2 миллиарда человек. Правда, в последнее время темпы роста замедляются благодаря увеличению благосостояния (действительно, есть такая корреляция: чем лучше живем, тем меньше детей рожаем), и ожидается, что приблизительно к 2050 году количество людей стабилизируется. Но чем люди богаче, тем больше они едят — это неминуемо ведет к повышению спроса. Так, из-за резкого увеличения спроса в богатеющих Индии и Китае в 2008 году произошел внезапный скачок мировых цен на еду, от которого в бедных странах Азии начался голод.

И главное: планета должна прокормить всех, а силы у нее уже на исходе — большинство земель, которые можно было использовать под сельское хозяйство, уже распаханы, а рыба вылавливается в таких количествах, что ее популяции едва успевают восстановиться. Остаются, конечно, обширные леса Амазонки и Сибирь, но леса трогать не следовало бы — сведение лесов очень отрицательно сказывается на климате, я уже не говорю о том, что надо оставить место для диких животных — они такие же полноправные обитатели нашей планеты, как и мы с вами. Следовательно, в сельском хозяйстве идти надо не по экстенсивному пути — наращиванию площадей эксплуатации в сельском хозяйстве, а по интенсивному — увеличению КПД, а для этого надо выработать общую для человечества стратегию. Опыт последних 50 лет показал, что, хотя наша популяция увеличилась в два раза, люди голодают значительно меньше, чем раньше. И при этом сельскохозяйственные площади увеличились всего на девять процентов. Значит, можем!

Итак, что предлагают ученые? В статье рассмотрено несколько предложений, некоторые из которых подходят и для нашей с вами домашней кухни. Начнем, однако, с производства.

Во-первых, ученые заметили, что есть некоторая разница между тем количеством зерна и овощей, которое могли бы производить определенные территории, и тем реальным количеством, которое они производят. Проще говоря, почти везде можно найти пока что неиспользованные потенциалы и восполнить разницу за счет правильного подбора семян, хорошей ирригации и удобрений, грамотного севооборота. Например, в Юго-Восточной Азии производится на 40 процентов меньше риса, чем могло бы; так же обстоят дела в Центральной Азии, Аргентине и Бразилии. В Африке ситуация совсем плоха, так как там начиная с середины 1970-х сельскохозяйственное производство не растет, а падает, и уже упало до уровня 1961 года, в то время, как население растет. Иногда хозяйство можно организовать более рационально за счет строительства дорог и расширения сети коммуникаций, иногда за счет изменения структуры сбыта. О России исследование умалчивает, но, думаю, у нас такой потенциал тоже есть.

Image courtesy of Science/AAAS
Image courtesy of Science/AAAS

Во-вторых, можно увеличить не только потенциал земель, но и потенциал самих растений, как это делали, например, во время «Зеленой революции» в 40-е годы, выводя полиплоидные сорта злаковых — то есть растения, в которых многократно увеличено количество ДНК. Старые, не полиплоидные сорта показались бы нам жалкими дворняжками на фоне нынешних — их зерна гораздо мельче.

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Современные генетические техники сильно продвинулись и позволяют довольно быстро выводить новые сорта и адаптировать их к так же быстро изменяющейся окружающей среде. Такие техники дают возможность не только увеличить массу конечного продукта, но и, например, ввести в геном элементы, позволяющие растениям самим бороться с вредителями, или модифицировать кормовые сорта таким образом, чтобы животные при их поедании производили поменьше метана. Ведь, к примеру, метан, выделяемый в кишечнике коров, является одним из парниковых газов, и в его накоплении в атмосфере мы совершенно не заинтересованы. Однако генные модификации пока что не завоевали полного доверия среди потребителей.

В-третьих, ученые предлагают расширить сеть акваферм. Согласно статистике, рацион трех миллиардов человек на 15 процентов состоит из аквапродуктов, таких, как рыба, моллюски и ракообразные. Для прокорма культивируемых морских видов можно также использовать генетически модифицированные кормовые культуры.

В-четвертых, очень важно стараться сокращать отходы. К огромному сожалению, несмотря на то, что пища нам так необходима, 30-40 процентов произведенной еды отправляется на помойку. В развивающихся странах это происходит в основном от неразвитой инфраструктуры и плохого хранения. В Индии, к примеру, 35-40 процентов продуктов питания просто портятся из-за отсутствия холодильников в магазинах. Даже рис, и тот портится от неправильного хранения — треть урожая риса, произведенного в Юго-Восточной Азии, идет на выброс из-за заражения насекомыми. В развитых странах продукты, годные в пищу, выбрасывают по другой причине. Здесь потребители избалованы и привыкли покупать то, что выглядит красиво. Как только фрукты или овощи чуть перезревают или вянут, их выбрасывают (правда, не в России: у нас на рынке всегда много категорий, например, помидоры, строго ранжированные по ценам, в зависимости от степени их подгнивания). Продавцы зачастую сами провоцируют выброс продуктов, приманивая потребителей на слоган «купите один, второй получите в подарок», и люди покупают больше, чем им нужно на самом деле. Ну, и когда на упаковке написано «использовать до...» — это не означает, что в час Х продукт испортится, как будто к нему прикоснулся своей палочкой злой колдун — еда еще долго остается вполне пригодной к употреблению. Этот аспект ученые тоже предлагают пересмотреть. Может, и нам с вами пересмотреть?

Пятый и последний пункт в списке — диета, то есть воззвание непосредственно к нам — едокам. Дело в том, что из 10 килограммов растительной массы, которую съедает корова, получается только один килограмм мяса, а остальные девять килограммов «теряются», уходя на ее жизнеобеспечение. Так вот, эти потерянные килограммы можно было бы просто скормить людям, минуя промежуточную ступеньку — животное. Эффект экономии получился бы значительный, так как треть массы произведенных в мире злаков идет на корм скоту. Речь идет не о том, чтобы полностью отказаться от мяса, но о том, чтобы сократить его в нашем рационе. Ведь известная бытовая формула «не поел мяса — значит, не поел», в общем-то, вредна для здоровья.

Вот такие предложения у ученых, а что бы предложили вы?