Такси для мусульманки и для кота. Необычные таксисты — о своей работе
Алия, сотрудница женского мусульманского такси:
Многие мусульманки не хотят ездить в обычных такси с чужими мужчинами. Это запрещено религией. Да и не каждый мужчина отпустит свою жену в обычное такси. Поэтому полгода назад я придумала такси для мусульманок. У нас девочки не чувствуют дискомфорта, не дышат табачным дымом и едут в полной безопасности.
Работаем мы пока неофициально. На автомобилях нет никаких опознавательных знаков, рекламы у нас тоже нет. Нас 18 девушек-водителей. На работу принимаем всех девушек с личным автомобилем. Девушка может быть мусульманка, православная или неверующая вообще, главное, чтобы девушка.
Не скажу, чтоб звонки были каждые 5 минут. Раз-два в неделю может быть заявка. Спрос небольшой, потому что женщины у нас сидят дома с детьми, с мужьями, с семьей время проводят. Но когда куда-нибудь нужно: в аэропорт, на вокзал, проводить-встретить, — звонят нам. Впрочем, когда к нам обращаются обычные женщины, немусульманки, мы тоже не отказываем.
Сергей Герасимов, управляющий зоотакси:
Идея создать зоотакси возникла потому, что в обычные такси больших животных не сажали, особенно это касается перевозки крупных собак. Мое зоотакси работает 3 года. Мы занимаемся не только домашними животными, но и дикими: например, перевозили пуму из Москвы в Крым. А однажды студентка заказала отдельную машину для доставки хомячка в университет.
У наших таксистов есть свои домашние питомцы, часто немаленькие, поэтому с животными они обращаться умеют. Самое трудное в нашей работе — человеческий фактор. Мы работаем с животными, но сопровождающие-то — люди. Можем, конечно, и без сопровождающих возить, но, как правило, они едут тоже.
Конкуренция в нашем бизнесе достаточно большая, но потребность в зоотакси не такая, как в обычных. Люди заказывают автомобиль, когда нужно собаку перевезти на дачу, в ветклинику или на выставку. В основном они, конечно, пытаются это сделать своими силами — на собственном авто или через знакомых, но у кого нет возможности, обращаются к нам. Цены у нас такие же, как в обычном такси, но минималка больше. Машин мало, людей, готовых возить животных, тоже не так много: надо же потом чистить автомобиль от шерсти.
Екатерина Шульговская, диспетчер такси для маломобильных пассажиров:
Мы работаем около двух лет. Это семейный бизнес. В Москве таких служб не так много — не больше десяти. У нас два автомобиля, оборудованных специальными пандусами. Очень сложно найти водителя для работы на такой машине. Здесь нужно не только крутить баранку, открывать-закрывать двери, вовремя подавать машину, здесь нужна физическая сила и моральное участие. Нужно услышать человека. Люди, прикованные к коляске, сталкиваются со множеством проблем в Москве, в силу этого они не самые покладистые пассажиры. Им очень тяжело. Городские службы практически ничего не делают, чтобы облегчить перемещения маломобильных пассажиров. Даже если пандусы или рельсы в подъездах установлены, человек чаще всего без посторонней помощи не может спуститься по ним, и приходится оплачивать услуги по оказанию помощи дополнительно.
Потребность в таких такси достаточно высока. Только хочется, чтобы их оплачивал город, а не люди из своего кармана. Например, звонит женщина, у нее пенсия 16, ну, 20 тысяч, ей нужно съездить в больницу или банк. Чтобы это сделать, она должна выложить как минимум 2000 рублей за поездку. Кому-то родственники покупают электрические коляски, выбивают у ТСЖ пандусы, а кто-то живет один и сам не будет этим заниматься, потому что нет ни сил, ни желания. Женщина заказала недавно автомобиль и говорит: «Вы не опаздывайте. Я за 9 месяцев в первый раз выбираюсь на улицу».
Еще мы предоставляем городские экскурсии для маломобильных пассажиров. Но это не особо востребованная услуга. Предлагаем их, например, мамам, которые с детьми приезжают в Москву на обследование. Утром приехали, вечером уезжать. Мы знаем, что консультация займет 4 часа, и куда им еще деться? Мы делаем скидки, предлагаем покатать ребенка по городу. Я помогаю построить маршрут, чтобы как-то украсить эту поездку.
Денис, диспетчер ЛГБТ-такси:
Мы существуем уже больше 8 лет. Есть же гей-клубы, есть кафе и вот — такси. Работаем только со своими: подвозим людей из клубов, в аэропорты и на вокзалы, бывает, даже в магазины. У нас есть и ЛГБТ, и собственно гей-такси, в котором работают только мужчины. На работу берем и геев, и гей-френдли.
Потребность в такого рода такси высока. Всегда удобнее ехать со своим водителем. А если ты едешь с друзьями или спутником, можно особо не стесняться, когда разговариваешь. А минусы такие же, как и в любой другой службе такси. Быстро подать машину — вот и вся сложность.
Дмитрий, основатель детского такси:
Наше детское такси уже 7 лет на рынке. Водители у нас и женщины, и мужчины, у большинства свои дети. Нюансов в работе много: в машине всегда есть влажные салфетки, вода, пакетики на случай, если ребенка стошнит. Вождение аккуратнее. Не каждая мама знает, какое автокресло нужно для ребенка. Водителю называют возраст, и он уже понимает, какое нужно брать. Бывало, что в роддом заказывали обычное такси, так водитель приезжал с креслом вместо автолюльки. У нас такого быть не может. Машины у нас большие, у водителя всегда есть два-три автокресла для разных возрастных категорий. Еще и коляска в салон поместится, и чемоданы, если в аэропорт или на вокзал ехать.
Самая востребованная услуга — поездка к врачу. Я сам придумал ее. Такси заказывается заранее с вечера. Приезжает машина, забирает ребенка, отвозит в медицинское учреждение, ожидает и привозит домой. В среднем это занимает 3 часа. Оплата — 600 рублей/час, выходит дешевле, чем заказывать такси дважды.
Дмитрий, таксист-оппозиционер:
Я регулярно приезжаю к мосту Немцова. И по мере возможности грею людей, которые дежурят на мосту ночью. Бывает, по домам развожу, по текущей необходимости. Бесплатно, конечно. Но несколько раз мне давали денег, и когда было что-то экстренное и нужное, а я работал, то вызывали и платили деньги.
Я солидарен с оппозиционно настроенными людьми, и мне близок по духу, по позиции Борис Немцов. Я с первого часа, как Бориса убили, был на мосту. Потом почти каждый день туда заезжал. Я пытаюсь разбудить гражданское сознание в компании, где арендую автомобиль. Раздавал сотрудникам доклады Бориса. Они со многим согласны, но не верят, что можно что-то изменить в этой стране.
Иногда люди после споров со мной жаловались руководству и не хотели платить за простой. Они отказывались от поездки, потому что перед поездкой я раздавал доклады. Кто-то даже обещал вызвать полицию или убить на месте.