В середине марта следователи провели обыски в старом и новом офисах «Юлмарта» и у одного из бывших работников компании. В пресс-службе ритейлера подчеркнули, что предоставили СКР все материалы и сведения в добровольном порядке.

Никитин и Федоринов открыли «Юлмарт» в 2008 году. До 2010 года Никитин был единственным владельцем фирмы, а после ее половину купил Михаил Васинкевич. С 2011 по 2014 год у партнеров выкупили 60 процентов «Юлмарта» фонды Svoboda Corp. и Koshigi Ltd., контролируемые Августом Мейером и Костыгиным. Весной 2016 года Никитин продал свои оставшиеся акции Васинкевичу, а Федоров покинул пост гендиректора.

По данным из картотеки арбитражных дел, инспекция ФНС в Петербурге доначислила «Юлмарту» около 260 миллионов рублей налогов за налоговый период 2012-2013 годов. Компания заплатила деньги, а потом оспорила в суде решение налоговой. Во время процесса сумму претензий налоговой снизили до 130 миллионов рублей.

Дела возбудили еще до того, как «Юлмарт» обратился в суд с претензиями, рассказал Костыгин. По его мнению, дела возбудили из-за того, что на этом настаивали сотрудники «Сбербанка». Ритейлер должен банку 2,4 миллиарда рублей, и компании сложно обслуживать кредит. Костыгин считает, что «Сбербанк» заинтересован в выплате кредита, но отдельные сотрудники больше хотят ликвидации должника.

Пока банк не соглашается на предложения «Юлмарта» по реструктуризации долга. «Если в "Сбербанке" возобладают темные силы, они приведут к ликвидации "Юлмарта"», — сказал Костыгин. Однако он надеется, что «возобладают светлые в лице президента и председателя правления "Сбербанка" Германа Грефа». 29 марта Костыгин заявил, что если с банком не удастся договориться, что он не может гарантировать, что 10 тысяч сотрудников «Юлмарта» не выйдут на митинг перед офисом кредитора.

«Юлмарт» пытается договориться о реструктуризации долга с осени 2016 года, но пока безуспешно. В декабре «Сбербанк» подал иск в суд о взыскании миллиарда рублей из-за нарушения «Сбербанком» ковенанты по кредитному договору, а в марте еще один иск против бенефициаров компании. Банк также пригрозил подать заявление в суд о признании ритейлера и нескольких его структур банкротами. В январе «Юлмарт» оспорил в суде кредитный договор со «Сбербанком».

Директор департамента по работе с проблемными активами «Сбербанка» Максим Дегтярев сказал, что банк говорил о готовности начать переговоры о реструктуризации кредита, но Костыгин не раз отказывался от уже согласованных условий реструктуризации. Он добавил, что пока действия и заявления Костыгина похожи на шантаж с требованием списать часть долга. Дегтярев опроверг давление сотрудников «Сбербанка» на налоговую службу.