Родовой замок — это большая проблема. Штукатурка XVII века так и норовит оторваться от кладки XIV века, в спальнях гуляет ледяной ветер, потому что их невозможно протопить, крыша протекает, а еда стынет на пути из кухни в гостиную. И все это — даже если не затевать глобального ремонта, держать всего одного егеря (по совместительству садовника) и экономить на электричестве — очень, очень дорого.

У лорда Патрика Робина Арчибальда Бойла (Patrick Robin Archibald Boyle), графа Глазго, виконта Келбурнского и барона Фэйрли, таких денег нет. И у его отца, контр-адмирала Дэвида Уильяма Мориса Бойла, тоже не было. Замок Келбурн (Kelburn), со всеми 3700 акрами земли, с регулярным парком, живописным лесом, воспетыми в путеводителях водопадами и гербами, давно заложен и перезаложен, да так, что банк то и дело грозит лишить семейство Бойлов права выкупа, хотя оно и обитает на своих землях с 1140 года.

В 1977 году, получив Келбурн в свое распоряжение, лорд Патрик решил было, что заработать на содержание замка не так уж сложно: достаточно просто показывать его туристам. В конце концов Северо-Шотландское нагорье, где он расположен,  —  известное туристическое направление. Так появились входные билеты (7,5 фунтов с носа), расценки на мероприятия в фамильной гостиной (для корпоративов скидки!), абонементы на поле для гольфа и экскурсии по лесу для юных орнитологов. Но всего этого оказалось, увы, недостаточно. Несмотря даже на то, что граф Глазго лично встречал посетителей у ворот. И даже на то, что лорд Патрик, сам бывший телепродюсер, притащил к себе в поместье съемочную группу BBC, которая целый год снимала Келбурн для документального цикла «Кризис в замке» (Crisis at the Castle) — про тяжелые будни замковладельцев.

Вот тут-то — дело было в прошлом году — 10-й граф Глазго, 70-летний старец, член палаты лордов, вместе с 30-летним сыном Дэвидом, будущим 11-м графом Глазго, решили всех потрясти. Они пригласили бразильских граффитчиков, братьев-близнецов Ос Гемеос (Os Gemeos), и предложили им расписать донжон XIII века на собственное усмотрение — благо штукатурка, по уверениям реставраторов, должна была вот-вот обвалиться, открыв кладку XIV века, и можно было не бояться, что росписи останутся навсегда.

«Идея была одновременно эффектная и оригинальная: вырвать яркие, но недолговечные высказывания бразильских граффитчиков из привычного для них урбанистического контекста и поместить их на стенах загородного замка в Шотландии», — уговаривал лорд Патрик читателей келбурнского сайта. Экскурсии, корпоративные вечеринки, свадебные обеды и соревнования по гольфу никуда не денутся, а детям будет гораздо интереснее.

Ос Гемеос с компанией прожили в Келбурне месяц, не ограничившись в своих трудах одним только донжоном, и, как сказано на сайте проекта, «создали на южном крыле замка уникальную цветовую вспышку», «подрывая представление зрителя как об урбанистическом искусстве граффити, так и о традиционных британских институциях, представленных зданием замка». А главное, они привлекли к поместью «огромное внимание прессы».

Увы, это тоже не спасло замок от кредиторов. Но лорд Патрик с будущим лордом Дэвидом не унывают — они изобретают новые новостные поводы, от самого крупного в мире пасхального яйца (внесенного в Книгу рекордов Гиннесса) до концертов на центральной аллее регулярного парка. Пусть собранных денег хватит хотя бы на то, чтобы оплатить труд реставраторов, когда штукатурка (вместе с бразильскими росписями) от донжона все-таки отвалится.