Из-за стачки дальнобойщиков ассортимент продуктов в магазинах многих регионов сократился, у многих товаров выросли цены — об этом потребители пишут практически во всех заявлениях, которые к нам приходят. В нескольки х магазинах Иркутска совсем пропала свинина, и это связано не с производством продукта — в России достаточно свинины, — это проблема логистики. Есть жалобы, что продукт подорожал на 10–20 процентов, но в основном люди пишут о том, что пропали дешевые товары: раньше было 10 видов колбасы, а остались, например, только в ценовом сегменте от 700 рублей и выше, то есть дорогие колбасы. Есть проблемы в сетевых магазинах, но в основном стачка дальнобойщиков сказалась на маленьких магазинах в маленьких городках. Если в такой городок не придет фура с апельсинами — это действительно будет заметно, в отличие от Москвы.

Из Москвы жалоб практически нет. Но когда они приходят, то не такие, как  региональные: если в регионах жалуются, что нельзя купить дешевые продукты, то из Москвы люди пишут, что вместо 50 наименований сыра осталось всего пять. Также почти нет заявлений из северных регионов страны. Я думаю, что это связано с тем, что туда осуществляется «северный завоз»: там выделены большие складские помещения под продукты, и поэтому запас больше.

[blockquote]Дальнобойщик не может потянуть пять налоговых сборов, поэтому за «Платон» придется платить потребителям[/blockquote]

Система «Платон» создает совершенно неприемлемые условия для работы. Во время кризиса последних лет у нас и так упал рынок перевозок, а система «Платон» сделает его нерентабельным вообще. Если у дальнобойщика ИП — он платит подоходный и транспортный налоги, платит за бензин, проезд по платным дорогам и теперь еще за «Платон». Дальнобойщик просто не может потянуть пять налоговых сборов, и это рано или поздно ударит бумерангом по потребителям. Нас эта ситуация беспокоит, и она не решаема без отмены «Платона». Если в каждую кабину большегруза посадить по омоновцу или если дальнобойщики просто устанут бастовать и разойдутся, проблема тоже не решится. Потому что водители перестанут выходить в рейсы, будет волна ухода из бизнеса. Повысятся цены на продукты, так что за «Платон» будут платить не только дальнобойщики, но и обычные покупатели.

Мы обратились к Дмитрию Медведеву, чтобы он создал федеральный кризисный центр. Потому что губернаторы в регионах не могут решить на региональном уровне проблему с логистикой товаров — это способна решить только координация на федеральном уровне.

В России принята «Доктрина продовольственной безопасности», которой правительство во главе с Медведевым обязано следовать. Оно должно оперативно реагировать на кризисы, информировать граждан о происходящем, хотя, наверное, ответственность несет и президент, и губернаторы. Правительство недорабатывает.

Пока мы всем советуем запасаться крупой, мукой, сахаром на один-два месяца — в регионах стоило бы позаботиться о собственной продовольственной безопасности, потому что особой надежды на правительство нет. Оно сейчас занимается страусиным делом: не замечать проблему, считая, что она сама собой рассосется.