Профсоюз против всех. Репортаж со встречи таксистов, недовольных агрегаторами
Поздним вечером у московского кафе с диодной вывеской «Шашлычок-24» припаркованы два десятка такси. Люди с усталыми лицами курят у входа, спорят, громко ругаются матом, иногда смеются. Впрочем, им совсем не весело. Большинство из них приехали на эту встречу после 14-часовой рабочей смены. Денег заработали мало.
Внутри во главе длинного стола сидит лысый крепкий мужчина в тельняшке под рубашкой — блогер и общественный деятель Олег Амосов.
— Подъезжаю утром к Балашихе, приложение дает заказ (его нельзя не принять, иначе вас заблокируют. — Прим. ред.), — рассказывает Амосов историю, которая уже три дня происходит со всеми. — Приложение обсчитывает поездку — ехать примерно 1 час 10 минут. Это еще до пробки. Пока я смотался за клиентом, собралась пробка. Мы ехали два с половиной часа, — Амосов выдерживает небольшую паузу, — и сколько мне начислили? 547 рублей!
Собравшиеся смеются.
— И с этих денег «Яша» (так таксисты зовут агрегатор. — Прим. ред.) забрал 27 процентов!
[blockquote]— Двадцать пять тысяч, что остаются, — это нормальная зарплата?[/blockquote]
Двухметровый кабардинец Алим сидит справа от Амосова. Он не смеется. В Москве Алим с декабря 2016-го. Он приехал подзаработать на новогодние праздники, но понял, что заработал вполовину меньше, чем в предыдущие годы. Всему виной — «уберизация, которая, как вирус, скоро доберется» и до его семьи, уверен он. Тогда Алим остался в Москве и решил бороться: «Ради благополучия граждан РФ, которых сотни тысяч, у которых семьи».
Средний московский таксист, арендующий машину, зарабатывает «грязными» сто восемьдесят — двести тысяч рублей в месяц. Для этого ему нужно работать каждый день, без выходных. Сорок тысяч уходит на бензин. По пятьдесят — на аренду (по словам Алима и других таксистов, 90% арендуют машины. — Прим. ред.) и процент агрегатору. Плюс связь, мойка, мелкий ремонт и расходники. Алим спрашивает меня:
— Двадцать пять тысяч, что остаются, — это нормальная зарплата?
Алим и другие водители не доверяют журналистам, потому что думают, что все куплены «Яндексом». Николай — бородатый молодой блогер встречает меня вопросом, почему я пришел без пресс-секретаря «Яндекс.Такси» Элины Ставиской?
Они долго разглядывают пресс-карту и задают вопросы: с какой целью я пишу о них, кто мне заплатил и вообще, в чем мой личный интерес. Они не верят никому, потому что все — против них.
Прогресс
Один из таксистов, Сергей, уверен — их хотят уничтожить:
— Цель «Яндекса» и «Убера» в том, чтобы сделать машину без водителя. Поэтому вам проще головой разбить столб, чем с ними договориться, — говорит он. — В Японии в «Макдональдсе» знаешь сколько человек персонала? Ноль! Выбрал, оплатил картой, выехал поднос! Вот вам и ответ!
— Но есть же человеческий фактор! Фактор! — кричит мужчина с гарнитурой в ухе.
— Нам нужно создать такой механизм, когда будут полноценные налоговые отчисления, — урезонивает всех Олег. — Тогда государству будет это выгодно. У меня есть ООО. Я отдаю 64%.
— Да это будет второй «Платон»! — кричат ему.
[blockquote]Так получается: если не нравится работать — вставай и уходи. А мы кормим семьи. Мы зависимы. Мы люди[/blockquote]
— Да, кто работать-то будет? Тебе тогда даже на бензин не будет хватать, — возмущается Сергей.
— Наша цель не убить «Яндекс»! Нам надо семью прокормить! — Евгений качает головой.
— А я готов посидеть месяц, чтобы убить «Яндекс», — говорит лысый мужчина со сломанным передним зубом. Его зовут Саша. — И ящички где-нибудь потаскать. И потоптаться на ихней могиле. Через неделю после того, как у них не будет водителей, они сами сдохнут.
— Саня, да они за месяц миллиард заработали! Они на этом миллиардике полтора года просидят, — опять пытается урезонивать Олег. — Поэтому насрать на сто тысяч таксистов, двести и на триста. Ездить будут таджики, а ты будешь ящички носить. А они на миллиарде сидеть.
— Короче, так получается: если не нравится работать — вставай и уходи, — грустно говорит Евгений. — А мы кормим семьи. Мы зависимы. Мы люди. У шахтеров есть Трудовой кодекс, у кого угодно. А мы вообще предоставлены сами себе.
Таксисты рассказывают, что иногда у них вскипает ярость и они начинают писать в службу техподдержки матерные письма. Но там все предельно вежливы.
— Электронно они отвечают, шаблонно! Пиши, и может быть тебе ответят. У меня 300 рублей за сорок минут езды, — говорит Николай. — А они пишут: «К сожалению, мы не можем повлиять на ситуацию». Или, как они еще говорят, это «единоразовая ошибка». Третий день уже продолжается эта единоразовая ошибка.