Стас Жицкий: У нас своих сэров хватает

Глава «Моспроект-2» Михаил Посохин вместо Нормана Фостера займется реконструкцией Зарядья и Болотного острова в Москве и Новой Голландии в Петербурге

+T -
Поделиться:
Подробнее

Архитектор Михаил Посохин получил под свое начало проектирование почти всех знаковых объектов в Москве, в том числе застройки районов Зарядья и Болотного острова, — об этом сообщил РИА «Новости» источник в Москомархитектуре. Вместо британца Нормана Фостера Посохин будет теперь будет разрабатывать и план реконструкции острова Новая Голландия в Петербурге.

Собеседник агентства напоминает, что «Моспроект-2» уже работает над Парламентским центром, возрождаемыми ансамблем Рогожской слободы и дворцово-парковым комплексом в Лефортове. При участии этого проектного института возводятся центральное ядро Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити» и небоскреб на 14-м участке ММДЦ. «Есть у Посохина и свои предложения по реконструкции здания ЦДХ на Крымском валу, с которыми он обязательно выступит на обещанном мэрией архитектурном конкурсе по этому объекту», — отметил представитель Москомархитектуры.

Норман Фостер потерял возможность заняться проектированием многофункционального комплекса на месте снесенной гостиницы «Россия», а его проект «Хрустальный остров» так и остался лишь бизнес-идеей. Единственным проектом, который закреплен за ним, остается реконструкция Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Но мэр столицы Юрий Лужков уже выступил против предложенных британским архитектором решений — они-де диссонируют с традиционной застройкой района Волхонки. Если Фостер откажется идти на уступки городским властям, Посохин получит шанс взять контроль над еще одним крупным проектом.

Стас Жицкий

   Я, вообще-то, совсем не поклонник сэра Нормана Фостера. И не хотел бы видеть на месте гостиницы «Россия» какой-нибудь стеклянный огурец, стальной грейпфрут или дуриан из высокотехнологичных наноматериалов. И вот нам новость: сэра отстраняют от засаживания прикремлевских грядок. Субъективно для меня эта новость была бы отрадной, если бы не сопутствующая ей другая новость. На смену заграничному архитектурному Мичурину придет отечественный...

Народный архитектор РФ, Заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии России, академик, генеральный директор Государственного унитарного предприятия «Моспроект-2» Михаил Михайлович Посохин.

Тем, кому лень сходить по ссылке, сообщу: данное унитарное предприятие «воссоздало» храм Христа Спасителя, Царицыно и гостиницу «Москва», спроектировало торговый центр «Охотный ряд» и Патриарший мост. То есть изукрасило город по полной программе. Однако, как выясняется, программа была не полной, и историческому центру все еще остро не хватает чего-нибудь в этом роде:

Это все творения Посохина и посохинцев. 

И крамольная мысль лезет мне в голову: а может, гостиница «Россия» не такая уж и плохая была? Хотя жалеть о ней поздновато: даже если в чьем-нибудь воспаленно-государственном мозгу и возникнет идея гостиницу восстановить, то кому, как вы думаете, поручат это дело?   

Комментировать Всего 42 комментария

Я, вообще-то, совсем не поклонник сэра Нормана Фостера. И не хотел бы видеть на месте гостиницы «Россия» какой-нибудь стеклянный огурец, стальной грейпфрут или дуриан из высокотехнологичных наноматериалов. И вот нам новость: сэра отстраняют от засаживания прикремлевских грядок. Субъективно для меня эта новость была бы отрадной, если бы не сопутствующая ей другая новость. На смену заграничному архитектурному Мичурину придет отечественный...

Народный архитектор РФ, Заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии России, академик, генеральный директор Государственного унитарного предприятия «Моспроект-2» Михаил Михайлович Посохин.

Тем, кому лень сходить по ссылке, сообщу: данное унитарное предприятие «воссоздало» храм Христа Спасителя, Царицыно и гостиницу «Москва», спроектировало торговый центр «Охотный ряд» и Патриарший мост. То есть изукрасило город по полной программе. Однако, как выясняется, программа была не полной, и историческому центру все еще остро не хватает чего-нибудь в этом роде:

Это все творения Посохина и посохинцев. 

И крамольная мысль лезет мне в голову: а может, гостиница «Россия» не такая уж и плохая была? Хотя жалеть о ней поздновато: даже если в чьем-нибудь воспаленно-государственном мозгу и возникнет идея гостиницу восстановить, то кому, как вы думаете, поручат это дело?

Вам конечно, Стас, виднее. Но мне Посохинские шедевры не нравятся. Наверное он отдыхал с четой Лужков/Батурина в этом году на море.

Елена, как Вы из моего текста смогли вычислить, что я тайный его поклонник? Я так тщательно это вуалировал, а Вы...

По поводу совместных каникул:

"Предприятие занималось проектированием загородной резиденции мэра Москвы Юрия Лужкова в Молоденове на Рублево-Успенском шоссе и реконструкции санатория "Московский дворик" в Карловых Варах (Чехия), где часто проводит отпуск глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин".

Так что отдыхал архитектор от трудов своих скорее с Ресиным. А к мэру – так, на шашлычки заезжал...

Стас, Спасибо Вам за ссылку!

Увидеть лицо счастливчика и умереть! Вам не кажется, что Посохин похож на Ресина? По-моему одно лицо. Великая наука физиогномика не зря говорит, что муж на жену похож также, как тайные партнёры или люди, близкие по духу.

Не хватило у Нормана Фостера соображения. Всем он был хорош: и умный, и удачливый, и креативный, и знаменитый. Но всего этого мало. А ему никто не подсказал, что талантов особых не надо иметь, а вот чаю с Батуриной выпить НУЖНО и мишку ей плюшевого подарить.

Я в Москве бываю наездами, и не претендую на понимание московского стиля архитектуры (или того что ему пытаются противопоставить). Но для меня большинство новых зданий в центре Москвы кажутся просто сошедшими с демо-экрана какой-то новой версии "Автокада" или "Артлантиса" - накручено-наверчено без гармонии и понимания истории архитектуры. Стиль "И так могу, и так могу"... А самое непонятное для меня - зачем украшать угол каждого торгового центра, декоративного вида башенками или шпилями из стекла?

Башенки – это любимый архитектурный элемент нашего мэра.

Я думаю, это связано с тем, что между девелопером этого проекта Чигиринским и Посохиным существуют давние отношения. Ну и вообще, такие амбициозные проекты всегда строятся на альянсе заказчика и проектировщика. Ведь гостиницу «Москва» тоже делал Посохин, и там тоже был Чигиринский. Я крайне отрицательно относился к тому, что все значимые объекты на безальтернативной основе были отданы Фостеру, хотя лично против него я не имею ничего. Но все это результат некой PR-кампании вокруг него. Он подружился, познакомился с крупнейшими российскими девелоперами и чиновниками. Они в его лице, видимо, увидели надежду на замечательное проектирование, строительство уникальных зданий, попытку вывести за границу какие-то дополнительные деньги. Но это все мои домыслы. Однако при всем этом при альтернативе в виде Посохина — ей-Богу, лучше бы оставался Фостер. Как ни крути, фостеровские проекты были бы интереснее, это однозначно. Поэтому я могу относиться к этому только с сожалением. Причем, когда-то один фостеровский проект уже отобрали, использовав только его идею — Пушкинский музей. И это очередной лужковский проект. Так что будем ждать каких-то результатов вроде Царицыно, а на Волхонке, наверное, построят Екатерининский путевой дворец или что-то вроде этого, и все это с лужковским пафосом и любовью к историзму. А если бы Лужкову дали переделывать и фасады Большого театра, он бы там, конечно, всю «скуку и тоску» изменил, повеселился бы в полную силу.

Все это для архитекторов не новость. Уже понятно, что Новую Голландию будет проектировать Колосницын, так же, как и все в Москве. Он неплохой архитектор, мы вместе учились, но там за все эти годы государственного конформизма с точки зрения творчества и идей все выветрилось. Наверное, будет функционально и надежно, но скучно и банально.

Колосницын – автор чудовищного "Военторга". Может, он когда-то и был неплохим архитектором, но одного этого преступления достаточно, чтобы вообще перестать называть его архитектором.

это вы еще нет видели какающего орла около "принц плаза" у метро"теплый стан"...

а вообще тоталитарное сознание умирает только вместе м носителем... это не лечится.... вавилонские башенки все строят...

Орла не видел, Теплый Стан – не то место, где я часто бываю...

Но вот ведь удивительный парадокс: тоталитарное сознание сталинских времен оставило после себя массу прекрасной архитектуры. Одни высотки чего стоят...

проблема только в античеловечности этой архитектуры...

Cамая человечная архитектура – в деревне. В смысле приближенности к человеку.

Вы уверены, что он – орёл? Я почему спрашиваю-то: долгое время пребывала в стойкой уверенности, что на Манежной площади собачья стая запечатлена в погоне за зайцем, или вроде того. Мне объяснили, это лошади. 

я птиц знаю и не со стороны лица - уверен

Я уже мноооооого лет с интересом наблюдаю за творчеством этого "мастера". Особенно любопытно подойти к его монстрам поближе и внимательно посмотреть на архитектурные детали – это чудовищно! В юности ему кто-то сказал, что он архитектор, выдали диплом и он поверил! А как не поверить если папа главный архитектор москвы, любимец партийной верхушки и прихрущеве и при Брежневе. Но папа был безусловно талантлив, а вот сын – типичный троечник, бездарь, которого волей судеб вынесло на самый верх. Среди его "произведений" еще здание "Оперного центра Вишневской" на Остоженке – чудовищно безграмотное, хамское по отношению к окружению сооружение. И много чего еще по всей Москве. Надеюсь однажды, в другой жизни, как "Речника", бульдозером .... Если сами не развалятся раньше

Если сейчас снести в Москве всех уродов, понастроенных за последние хотя бы пятнадцать лет, то жить нам практически в чистом поле...

Это правда! Исчезнут все клерки и госчиновники, а с ними исчезнут их машины...

как удобно будет ходить пешком...

Вернусь в Москву, когда соорудят велосипедные дороги. Пешком всюду не дойдёшь.

Когда повезёт, в снежную ночь, граждане видят сны, в которых по Тверской, по солнечной глади водной запруды скользят пироги с московскими гондольерами. В распахнутых окнах верхних этажей менеджеры среднего звена, свесив босые пятки над водой, кушают яблоки, наблюдая за стаей резвых мальков. Москва. Я обзаведусь изящным резиновым чепчиком и купальником для деловых заплывов. 

Вот и я давно думаю: пусть живут в своих огурцах, нашей жизни не хватит на смешное противостояние. Укрылась в чистом поле. На юге – горная гряда, на севере – степь. Абрикосы весною цветут розовым, а мир – высотой в небо. 

страшный страх

Вторая фотография "Щелкунчик".

Бесформенная архитектура.

Врач может похоронить свою ошибку, архитектор — разве что обсадить стены плющом.

Фрэнк Ллойд Райт.

Тут никакого плюща не хватит. Проще ребеночка заново родить.

"Москва высотная вставала, как некий странный павильон" - Твардовский

Мама родила меня в роддоме им. Грауэрмана - по неким негласным канонам, я - "правильный" москвич. Город потерял для меня лицо уже давно. Это - не моя Москва. Это действительно кинодекорации к фильму ужасов о Быдлограде, Гламур-сити, Попстауне... А Посохин или Фостер - дело не в талантах и проектах, а в умении осваивать и распиливать бюджеты. Увы, сэр Норман мастер в других вещах. 

Архитектурный облик Москвы (если вообще такое существуент) абсолютно точно отражает менталитет и вкус его элиты - хамской, нуворишеской, номенклатурно-нефтяной... Оно конечно, бороться надо - за каждое здание, за каждый камень. Но возмущаться - чему? 

А приглашение западных звезд - повторяющийся сценарий - сколько их приезжало в Москву, сколько им платили денег (с наших налогов, однако) за проекты, за макеты... и все для того, чтобы ЮМЛ учил их архитектуре. Я хорошо помню воспоминания очевидцев о презентации Фостером башни Россия года 3 назад  - Главный Друг Всех Архитекторов прочитал ему полуторачасовую лекцию о том, как проектировать здания. Все молча слушали. Только у Пугачевой хватило духу уйти, сославшись на срочную запись в студии. А может быть, собирается фотоальбом (я и Заха Хадид, я и сэр Норман)? трудно сказать.... Но то, что ни одна западная звезда не построит в Москве ничего существенного в обозримом будущем - это очевидно.

Это точно, ничего приличного не построят. Еще и потому что по закону (!) иностранные архитекторы не имеют права что либо строить в России самостоятельно. Только в под руководством (!) и в соавторстве отечественных "мастеров". Тот же сэр Норман Фостер выступал в Москве не сам по себе, а в соавторстве с одним таким деятелем – Ткаченко Сергей Борисовичем. Это директор Института Генплана Москвы. Чиновник от архитектуры проявивший себя в профессии исключительно в виде шутника-затейника. Ему бы диснейленды проектировать – в самый раз. А какое чудное будущее запроектировал для нас руководимый им институт мы все можем видеть уже сейчас...

Насколько я знаю, такие законы есть всюду. Строя в другой стране,  иностранный архитектор обязан кооперироваться с местным бюро, которое имеет лицензию, знает местные законы и правила, отвечает за их соблюдение. И которое, собственно, и получает разрешение на строительство. Но это не значит, что авторство иностранца может быть под вопросом, что его будут обязательно  шантажировать   и выкручивать руки.  Это явно российская специфика.

Уточним – проектирование и строительство это совершенно разные виды деятельности. Например – английское архитектурное бюро проектирует и наблюдает (осуществляет арх надзор) за строительством крупного комплекса в Саудовской Аравии, а строит его совершенно другая компания-подрядчик (местная или тоже со стороны) со всеми возможными лицензиями и разрешениями. Качество проектирования и строительства контролируют соответствующие гос. органы и эксперты. И так по всему миру. Кроме России – мы идем своим путем. Как всегда

Если архитектор не регистрирует свое бюро в другой стране, так и кооперация никакая не нужна даже там, где такие правила есть. Это совершенно так же как нерезиденту открыть компанию любого рода деятельности

И уж тем более никакие "ткаченки" не нужны Норману Фостеру чтобы представить свои проекты на конкурсы в Китае, Бразилии, Австралии или еще где нибудь

Больно про такое читать. Мы хотя-бы город застали, где были подлинники, а не псевдо ХХСы с Военторгами. А каково детям и внукам? Проходишь мимо этих монстров и кровь стынет в жилах. О каком вкусе, чувстве прекрасного, гармонии, пропорции и пр. говорить? В панельно-блочном нищенстве нет хотя бы претензии, а от этих гранитно-стеклянных монстров натурально идет отрицательная энергия.

Ну, ладно, мы в Москве страдаем – сначала в образцово показательный социалистический переделывали, теперь – капиталистический. Но Питер чем провинился?

Прощай, Москва.

   Этот город стал "быдляцким", видимо, окончательно и необратимо. Благодаря веселой компании градоначальников и псевдоархитектурных мафиози город превратился в монстра, на улицах которого впору снимать очередную "Матрицу". Говорят, на безвкусицу нельзя смотреть дольше 30 секунд, иначе она проникает в подсознание и провоцирует изменения вкуса наблюдающего. Валите из этой помойки, господа, пока есть силы и мозг не разрушен.