Технические проблемы грозят концерну Toyota потерей рынка
Японское правительство распорядилось, чтобы концерн Toyota расследовал проблему с тормозами у модели Prius. Ранее Toyota была вынуждена отозвать миллионы автомобилей с дефектной педалью газа. Эти проблемы уже обернулись падением курса акций производителя и грозят ему утратой лидерства на мировом рынке
Правительство Японии приказало крупнейшему автопроизводителю страны немедленно расследовать проблемы, связанные с тормозной системой автомобилей Prius модельного ряда 2010 года. По данным самого концерна, число жалоб на дефекты тормозов в самой Японии и в США, где Prius хорошо покупается, существенно превышает обычный уровень. Американское министерство транспорта сообщило, что к нему поступило уже более 100 жалоб на отказ тормозов на скользкой или неровной дороге. По мнению концерна, сбои связаны с дефектами электронных сенсоров на тормозах модели Prius, которые являются составной частью гибридной силовой установки.
Проблемы могут быть связаны и с работой программного обеспечения автомобилей — такую гипотезу высказал один из основателей концерта Apple Стив Возняк. В телевизионном интервью он рассказал, что его собственный автомобиль марки Prius внезапно начал разгоняться на трассе — при этом Возняк, по его словам, вообще не использовал педаль и регулировал скорость при помощи круиз-контроля.
Залипающая педаль газа стала причиной масштабного отзыва автомобилей концерна Toyota: концерн вернул для доработки в общей сложности 7,7 миллиона машин разных моделей, преимущественно с американского рынка.
Впервые концерн сообщил, что педаль газа может цепляться за коврик, в минувшем сентябре, после того как при аварии в Сан-Диего погибли четыре пассажира Lexus ES350. 21 января Toyota объявила о новых проблемах с педалью газа у моделей Camry, Corolla, RAV4, Tundrа, Aygo, IQ, Avensis, Yaris, Verso, Auris. В Европе было отозвано 1,8 миллиона машин.
Об отзыве 100 тысяч своих машин объявил и концерн Peugeot-Citroen, который использует в моделях Peugeot 106 и Citroen C1 педали того же поставщика, что и Toyota в модели Aygo.
По оценкам экспертов, замена одной педали газа обходится концерну приблизительно в 30 долларов. Но ущерб этим не ограничится: за прошлую неделю акции Toyotа на Токийской бирже подешевели на 18%. Концерн стремительно теряет и долю на рынке. Его продажи в США в январе упали на 16%. Проблемы Toyota отражаются и на других японских автопроизводителях, ведь на американском рынке репутация японского автопрома основывается прежде всего на имидже Toyota. Конкуренты из Ford уже предлагают покупателям, которые перейдут к ним от японских производителей, премию в размере 1000 долларов.

Ущерб для репутации компании Toyota совсем не очевиден. В принципе, когда случаются отзывы продукции по причине несовершенства оборудования, это только прибавляет компании вес. Вопрос лишь в том, как эта проблема выяснилась. Если компания первая узнала, что есть проблема, и добровольно исправляет поломку, то это только улучшает отношения с клиентами. У Toyota проблемы начались после несчастного случая со смертельным исходом, и в данном конкретном случае Toyota не проработала именно пиар-составляющую. Такие ситуации в мире высокотехнологичной продукции происходят регулярно, вопрос лишь в том, как сработала пиар-служба. Они упустили инициативу, и конечно, тут же конкуренты на этом оттоптались. Маркетинг — штука тонкая, и вопрос этичности в маркетинге вообще не стоит, есть лишь вопрос уместности. Поплясать на трупе конкурента всегда приятно, нужно лишь быть уверенным, что покупатели эту пляску воспринимают хорошо.

Отзыв такого количества машин — это акт мужества для компании, это говорит о ее прозрачности и открытости. Конечно, по ее рейтингу это ударит, но в моих глазах он точно не упадет, потому что я считаю, что «Тойота» по-прежнему самая надежная машина в мире. Они увеличили производство, и это сказалось на качестве. Нельзя делать все без ошибок, просто невозможно не ошибаться. Главное, чтобы это не было сопряжено с риском для жизни. Поэтому лучше отозвать и отремонтировать. Все компании периодически отзывают машины. Так что, повторю, мое мнение не изменится о «Тойоте», я считаю, что это одна из лучших машин до сих пор. И остальным за ней трудно угнаться, по крайней мере в этом ценовом сегменте.
Если сравнить все эти проблемы с качеством «Жигулей», то «Жигули» надо отзывать постоянно. Для начала хотя бы потому, что у них корпус ржавеет после первого года, появляются дырки и педаль просто выпадает. А если серьезно, то у «Тойоты» совершенно другой уровень ответственности. Безусловно, на продажах отзыв отразится, но объявление об отзыве машин — это норма для компании такого уровня.
Эту реплику поддерживают: