Фото из личного архива
Фото из личного архива

Таисия Козьякова, 32 года, Казань

Когда у человека грипп, его тело ломит. А я в таком состоянии нахожусь постоянно. В 3 года мне поставили диагноз: ревматоидный артрит. Заболевание мое прогрессирующее, ведет себя довольно непредсказуемо: сегодня я могу не встать с кровати, а завтра может быть все нормально. Был период в моей жизни, когда я не могла обходиться без инвалидной коляски. Потом я перенесла несколько операций, которые поставили меня на ноги.

Я работала в нескольких компаниях, занималась бухгалтерией. В какой-то момент состояние здоровья ухудшилось, стало особенно тяжело, пришлось уволиться. Работала на дому: вела бухгалтерию небольших ИП, которым не нужно нанимать бухгалтера. Потом у меня была тяжелая операция и длительный период реабилитации. Последнее время я не работаю; квалифицированную удаленную работу достаточно непросто найти.

Сейчас главное мое желание — найти работу, в которой я со своим заболеванием чувствовала бы себя комфортно. Ездить каждый день в офис, работать полный день мне тяжело, а иногда и просто физически невозможно. В то же время я обладаю хорошими профессиональными навыками — я окончила Казанский государственный финансово-экономический институт, факультет анализа и аудита — и мне хотелось бы реализовать себя в профессии.

Несмотря ни на что, я стараюсь вести активный образ жизни. На молодежном форуме я познакомилась с Ольгой Лоевой, которая руководит фондом «ДЕЙСТВУЙ!». В одной из программ фонда — «Шаг в профессию» я приняла участие. Цель программы — не трудоустройство, а подготовка к нему, развитие профессиональных навыков. Нас учили правильно составлять резюме, правильно «подавать» свою инвалидность и тому подобное. У каждого из участников был наставник, помогающий в развитии навыков. С моей наставницей — сотрудником крупной международной аудиторской компании PwC, мы занимались по разработанной совместно программе моего развития, а в конце курса провели аудиторскую проверку организации. Сейчас я — претендент на две должности в филиале этой аудиторской компании. Программа «Шаг в профессию» дала мне почувствовать себя конкурентоспособной, и это главное.

Ангелина Газина, 22 года, Москва

 Фото из личного архива
Фото из личного архива

Я инвалид по слуху с детства, но училась среди слышащих людей, родители у меня тоже слышащие — все это сыграло свою роль, и я более адаптирована, чем другие ребята с таким же диагнозом. Закончила педагогический колледж, поступила в пединститут, но потом поняла, что это не та сфера, в которой я хотела бы развиваться, — я мечтаю работать в кино.

Сейчас я учусь режиссуре в вечерней киношколе для инвалидов «Без границ». Три занятия в неделю: по операторскому и режиссерскому мастерству и по истории кино. Встречались с режиссером «Брестской крепости» Александром Коттом, он объяснял нам, как литературный текст перевести в сценарий. Были на съемках сериала, общались со всей съемочной командой. Недавно проходил конкурс сценариев, и его выиграл мой однокурсник. По этому сценарию мы будем снимать фильм.

Программа «Шаг в профессию» дала мне, стеснительной и нерешительной, стимул к тому, чтобы реализовать себя профессионально, я получила инструменты для этого: например, меня отправили на стажировку на телевидение, где я смогла понаблюдать за работой операторов и монтажеров.

Программа «Шаг в профессию» — это старт моей профессиональной деятельности: мне помогают встать на ноги, объясняют что делать и куда идти. Я преодолела комплексы, которые мешали жить: до программы я бы просто не смогла с вами разговаривать.

Полина Баштанник, 20 лет, Москва

 Фото из личного архива
Фото из личного архива

У меня проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Сейчас в России многое сделано для инклюзивного образования, где-то установлены пандусы, для слепых сделаны разметки на дорогах. Но есть проблема, которая не решается, — больше чем отсутствие пандусов меня возмущает отношение к инвалидам. Инвалиды в России — это объекты заботы, к которым постоянно нужно проявлять снисхождение. Нашему обществу нужно как можно скорее отойти от такой модели: хвалить людей с ограниченными возможностями только за то, за что не стали бы хвалить обычных людей.

Когда я закончила школу, я поступила в МПГУ на факультет иностранных языков, взяла академический отпуск и уехала на год учиться в США по программе обмена. Там у меня было много практики, и, вернувшись, я почувствовала в себе силы преподавать. Я давно хотела этого, но не знала, с чего начать.

Мне написали «Вконтакте» и предложили участие в программе «Шаг в профессию». Я решила попробовать, в надежде, что это поможет мне начать зарабатывать репетиторством.

Через какое-то время мне нашли наставника. Вместе мы составили план действий: чему нужно научиться, что нужно сделать и так далее. Первым делом мне нужно было найти первого ученика — и за неделю я это сделала. Конечно, я могла бы заняться репетиторством без наставника, но я попросту не знала бы что делать с учеником. А так наставник во всем мне помогал, перед каждым занятием с учеником мы созванивались с ней по скайпу и обсуждали, что и как лучше сделать. И все это бесплатно.

Пройдя программу, я стала увереннее в себе, я поняла, как нужно работать. Сейчас у меня уже пять учеников.

Ольга Лоева, директор фонда «ДЕЙСТВУЙ!»

 Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Я знакома с темой инвалидности не понаслышке — получила травму позвоночника в 11 лет, попав в аварию во время поездки с родителями на отдых. С тех пор передвигаюсь на инвалидной коляске. Я оказалась в коляске в раннем возрасте и выбирала образование, которое позволило бы мне работать дистанционно. Выучилась на экономиста, потом нашла себе работу по специальности в международной меховой компании. Проработала там восемь лет. Затем занималась тендерной документацией. Но так сложились обстоятельства в жизни, что я полностью ушла в общественную деятельность.

Несколько лет проработала в общественной организации в отделе трудоустройства людей с инвалидностью. К нам часто приходили ребята, которые только закончили обучение в вузах, но не могли найти работу: из-за отсутствия практических навыков их никуда не брали. Мы могли помочь с трудоустройством опытным специалистам, а вот они выпадали, оставались неохваченным пластом. Тогда мне и пришла в голову идея программы «Шаг в профессию». Я сама перед этим прошла программу наставничества в Microsoft и поняла, как это здорово и насколько полезно — пообщаться с человеком, который много лет профессионально занимается своим делом, и попробовать себя в профессии на практике. Мой наставник был иностранцем, мы общались на английском. Все это оказалось для меня бесценным опытом.

В октябре 2016 года мы с командой открыли благотворительный фонд поддержки людей с инвалидностью «ДЕЙСТВУЙ!». И одна из программ фонда — проект «Шаг в профессию». Учебный сезон проекта делится на несколько этапов. Начинается все с отбора заявок. Ученики и наставники заполняют специальную форму на сайте программы. После отбора участников ждет подготовительный этап. Для учеников проводятся коуч-сессии, которые помогают им более конкретно сформулировать свой запрос и свою цель взаимодействия с наставником. А наставники проходят свою подготовку — тренинг по пониманию инвалидности, на котором учатся взаимодействовать с людьми с разной формой инвалидности. Также они проходят специальный тренинг от ведущих специалистов проекта «Школа слова». Здесь они учатся быть наставниками: правильно ставить задачи, составлять план развития ученика, разрабатывать формы контроля, давать обратную связь. После подготовительного этапа ученики и наставники объединяются в пары и несколько месяцев работают.

На заключительном этапе пары представляют свои результаты. Также на финальном мероприятии выступают эксперты, которые делятся советами, как развиваться дальше. Таким образом, формируется профессиональное сообщество.

Буквально на днях состоялся финал уже третьего сезона проекта. На сцене пары делились достигнутыми результатами и впечатлениями. Результаты были абсолютно разные: стажировка в компании, разбор реальных юридических кейсов, составление бизнес-плана студенческого антикафе и многое другое. Все участники получили сертификаты о прохождении программы, а также заручились поддержкой экспертов.

Для ребят это только первые шаги на пути к карьере. Мы искренне желаем им удачи. И главное — помнить, что все барьеры находятся исключительно в голове, и если ты действительно хочешь работать и стремишься к этому — действуй!