Как ФСБ миллионы в «Гоголь-центре» искала
Обыски, допросы и Дмитрий Энтео: хронология событий
В 9.30 утра 23 мая журналист «Радио Свобода» Сергей Хазов-Кассиа сообщил, что дома у режиссера и худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова проходит обыск. Журналист Роман Супер, приехавший на место событий, написал в фейсбуке, что адвоката Серебренникова, Андрея Золотухина, не сразу пустили в квартиру. Все это время телефон режиссера был недоступен.
В это же время к «Гоголь-центру» приехал тонированный микроавтобус с сотрудниками ФСБ и СКР. Они вошли в здание, забрали телефоны у работников театра и приступили к обыску. У входа в театр остался мужчина в балаклаве и темной форме с нашивкой «ФСБ». Он пропускал в театр только его сотрудников, выйти из здания было нельзя.
Спустя полчаса РБК со ссылкой на источник, знакомый с ходом расследования, сообщил, что обыски проходят в рамках дела о хищениях в «Гоголь-центре». Позже источник «Интерфакса» уточнил, что обыски касаются дела о растрате: «По предварительным данным, речь идет о растрате многих миллионов долларов, а сумма ущерба по эпизоду, связанному с "Гоголь-центром", оценивается в 35 млн долларов».
В Минкульте заявили, что ведомство не имеет отношения к деятельности Кирилла Серебренникова, а «Гоголь-центр» не подведомственен им, поэтому никакой информации относительно обысков у ведомства нет.
Обыск в квартире Серебренникова продолжался пять часов. За это время у театра собрались люди, в том числе сотрудники театра. Актер Максим Тройник рассказал «Снобу», что никто не понимает, что происходит, «но вся эта ситуация возмутительна». После обыска Серебренникова отвезли в Следственный комитет для дачи показаний. Координатор благотворительного фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров сообщил, что у Серебренникова не было статуса подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Около 15.00 официальный представитель СК РФ Юлия Иванова пояснила, что обыски связаны с делом о хищении бюджетных средств в 2014 году. В это же время стало известно, что обыск проходит у бывшего руководителя департамента господдержки искусства Минкульта Софьи Апфельбаум. В 2014 году она заключила с Серебренниковым контракт о выделении 66,5 миллиона рублей на проект «Платформа». Сейчас Апфельбаум работает директором РАМТа.
В это же время у «Гоголь-центра» объявился православный активист Дмитрий Энтео. Он радовался обыскам в «Гоголь-центре» и заявил, что в дальнейшем нужно проверить не только Серебренникова, но и МХТ им. Чехова и режиссера Константина Райкина, «поскольку эти люди оскверняют православные ценности».
Стали появляться первые комментарии ситуации. Политик Геннадий Гудков в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что «таким образом власть работает точечно по оппонентам нынешнего политического режима, которые имеют смелость высказывать критику в отношении власти, президента, правительства».
К 16.00 в театр приехал лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров. 23 мая в «Гоголь-центре» у него должен был состояться музыкальный спектакль «Легенда №7». В разговоре со «Снобом» Нестеров рассказал, что в здание театра никого не пускали. Но в итоге спектакль был сыгран.
«Гоголь-центр» через социальные сети призывал всех неравнодушных прийти и поддержать театр. Пришло достаточно много людей.
Помимо неравнодушных москвичей к театру приехали деятели культуры. Письмо в поддержку Серебренникова зачитала вчера актриса Чулпан Хаматова. Его подписали Олег Табаков, Марк Захаров, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Елизавета Боярская и многие другие.
Около 22.00 стало известно, что Серебренникова допросили в качестве свидетеля и отпустили под обязательство о явке к следователю. Апфельбаум также отпустили после допроса. От комментариев она отказалась.
Серебренников и политика
Серебренников участвовал в протестных акциях «Стратегия-31» в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний, и в митинге «За честные выборы!». Режиссер подписывал открытые письма в защиту Светланы Бахминой и Pussy Riot, выступал против закона о митингах, закона Димы Яковлева, ограничения прав ЛГБТ, поддержал режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина, обвинявшегося в оскорблении чувств верующих.
Как «Седьмая студия» связана с уголовным делом
В 2008 году Кирилл Серебренников набрал экспериментальный курс в Школе-студии МХАТ, из которого в 2012 году была сформирована труппа «Седьмая студия». Свои первые спектакли «Седьмая студия» играла на «Винзаводе» и Новой сцене МХТ им. Чехова, а в 2012 году стала одним из резидентов «Гоголь-центра». В 2011–2014 годах Серебренников возглавил проект «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод». «Кирилл Серебренников был и остается другом “Винзавода”. Никаких проблем у нас с ним не было», — заявила «Снобу» представитель «Винзавода» Екатерина Козырева.
Следователи считают, что неустановленные лица из руководства «Седьмой студии» в 2011–2014 годах похитили около 200 млн бюджетных рублей, выделенных на развитие и популяризацию искусства. Подписывала договоры тогда еще руководитель департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта Софья Апфельбаум.
АНО по развитию и популяризации современного искусства «Седьмая студия» зарегистрирована в ФНС в июле 2011 года. Учредитель студии — Кирилл Серебренников, а гендиректор — его помощница Анна Шалашова, выпускница РАТИ — ГИТИС.
Директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта Андрей Малышев подтвердил, что в 2011–2014 годах министерство выделило «Седьмой студии» на проект «Платформа» в соответствии с постановлением Правительства 216,5 миллиона рублей.
Вчера по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере задержали бывшего гендиректора студии Юрия Итина и главного бухгалтера Нину Масляеву. Им грозит до 10 лет лишения свободы. Итин с апреля 2011 года занимает пост директора Государственного академического театра имени Федора Волкова. В разное время работал ведущим экспертом коллегии по делам искусств Минкульта СССР, проректором ГИТИСа, замгендиректора Киностудии имени Горького. Масляева — главбух театра «У Никитских ворот».
«Седьмая студия» получала субсидии в рамках проекта «Платформа» и должна была осуществить постановку экспериментальных спектаклей, создать музыкальные произведения и концертные программы на площадке «Винзавода». По одному из эпизодов в 2014 году Юрий Итин заключил два фиктивных договора с гендиректором ООО «Инфостиль» Сергеем Овчинниковым на пошив артистических костюмов для концертов некоего медиафестиваля и техническое обеспечение этого же мероприятия. Однако медиафестиваль, как считают в Главном следственном управлении Следственного комитета, вообще не проводился. Подозреваемые, по мнению следователей, вывели деньги на счета подконтрольной им фирмы, а затем обналичили. Предположительно за три года студия использовала по назначению только около 16 млн рублей.
Реакции на ситуацию вокруг «Гоголь-центра»
Владимир Урин, гендиректор Большого театра:
«Я считаю, что то, как это было сделано в отношении режиссера, это неправильно. Он художник, человек, не отвечающий, с моей точки зрения, и как я знаю, не отвечающий за финансовую составляющую».
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина:
«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль. Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества — ничего там нет. И поэтому нет никакого повода для того, чтобы информировать Кремль».
Михаил Барышников, балетмейстер:
«Это просто не укладывается в голове. Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен. А поскольку это человек, известный своей независимостью и свободолюбием, человек, неоднократно выступавший со смелыми политическими заявлениями, эти внезапные репрессии выглядят особенно скверно. Я очень обеспокоен случившимся и надеюсь, что общественность в России и в мире заступится за одного из самых ярких деятелей современного театра».
Авдотья Смирнова, режиссер и ведущая программы «Школа злословия»:
«Будьте вы прокляты, суки ненавистные. Чтоб вам бабы не давали, чтоб у вас не стояло никогда, чтоб вы сдохли все сами от страха друг перед другом. Кира! Я тебя люблю!»
Николай Коляда, театральный режиссер:
«Я знаю Кирилла сто лет, не верю в это во все. Глупость какая-то. Но уж шуму, конечно, будет столько — только держись. Повод нашелся. Говно попало в вентилятор. И ведь кто-то из „приближенных источников“ сливает и сливает в СМИ информацию. Вывод один: хотят напугать — вот и все. А что они могут у него дома найти? Миллионы в коробках? Бред какой-то».
Марина Давыдова, театровед, театральный критик:
«Аффтары и редакторы доблестных отечественных СМИ и особенно доблестной газеты “Известия”, вы просто вынуждаете обратиться к вам в стиле "Я *****, дорогая редакция, хоть и пишу вам первый раз…". Вот скажите, вы специально дезинформируете людей или просто идиоты?».