Участники расследования авиакатастрофы, произошедшей в декабре 2016 года, реконструировали последний полет самолета. Всего 25 декабря экипаж совершил два тренировочных полета по перевозке пассажиров и грузов: из подмосковного Чкаловского в Сочи и из Сочи в сирийский город Латакия.

Если первый перелет прошел нормально, то со вторым сразу начались проблемы. Еще на взлетно-посадочной полосе аэродрома в Адлере командир экипажа Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения». Пилот не мог понять, с какой из двух полос аэродрома взлетать, и добрался до точки старта только с помощью машины сопровождения.

В 5:24 утра самолет взлетел с аэродрома. Уже на 7-й секунде полета на борту возникла особая, по мнению участников расследования, ситуация: командир эмоционально, используя нецензурную лексику, начал выяснять у экипажа, каким курсом взлетел лайнер. Эксперты считают, что командир сам упустил контроль за параметрами взлета и отвлек коллег.

Когда самолет оторвался от земли, командир задал лайнеру правильный тангаж 15 градусов, после чего совершил «первое нелогичное действие» — отклонил штурвал от себя, чем замедлил набор высоты.

Уже на 53-й секунде полета, когда самолет взлетел на 157 метров, пилот Волков приказал убрать закрылки, хотя по правилам это можно сделать на высоте 500 метров. При этом командир продолжил отклонять штурвал на себя. Когда самолет набрал высоту 231 метр, он начал снижаться. «Ух, ё-моё!» — сказал штурман, когда перегрузки из обычных при взлете положительных стали отрицательными.

Ту-154 начал снижаться по 6-8 метров в секунду, из-за чего в кабине пилотов сработала сирена об опасном сближении с поверхностью, однако экипаж не обратил на это внимания. В это же время штурман с матом задал риторический вопрос («Коммерсант» не раскрывает, что именно спросил пилот), однако так и не получил ответа.

«Действия командира тем временем стали не просто странными, а, по сути, самоубийственными: шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10 градусов, он резко перевел в крутой левый крен 53 градуса. С учетом этого маневра снижение пошло втрое быстрее», — пишет издание.

На 70-й секунде полета самолет находился на расстоянии 90 метров от поверхности воды, причем каждую секунду он снижался еще на 20 метров. На высоте 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, командир попытался исправить свою ошибку и повернул штурвал до упора вправо.

На 73-й секунде самолет Минобороны на скорости 540 километров в час задел левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. При столкновении левый крен составил около 50 градусов.

В Минобороны сообщили 31 мая, что самолет Ту-154 упал из-за нарушения «пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна». При этом при рассадке пассажиров, загрузке и заправке самолета ошибок не допущено.

Ранее высказывалась версия, что самолет Ту-154 разбился из-за перегруза: после дозаправки в Сочи взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 тонн якобы составил 110 тонн, писали СМИ. В Следственном комитете опровергли эту версию.

В авиакатастрофе погибли 92 человека: артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты Первого канала, НТВ и «Звезды», члены экипажа, военные, гражданские служащие, а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).