На сессии «Сетевые и генерирующие компании: регулирование и свободный рынок — что осталось сделать?» среди участников были президент «Комплексных энергетических систем» Михаил Слободин, генеральный директор по СНГ и России компании Enel Доминик Фаш, вице-президент по энергетике ТНК-ВР Павел Струнилин и другие. Не в пример многим прочим обсуждениям, несмотря на специфичность темы, дискуссия была настолько динамичной, что даже следить за тем, как она разворачивалась, было интересно. Результаты сессии резюмирует ее модератор Андрей Шаронов.

«Хочется отметить, что на сессии был представлен репрезентативный состав с точки зрения интересантов в области энергетики. Были генераторы, причем и частные, и государственные, была сетевая компания, был потребитель, был частный иностранный инвестор. И был регулятор тире собственник в лице замминистра энергетики. Поэтому прозвучали разные точки зрения и чувствовалось, что ожидания у участников от продвижения реформы разные. Что можно сказать по поводу настроений? Первое, все ждут принятия таких принципиальных решений от регулятора, которые повлияют на долгосрочную модель рынка мощностей. Это важнейший сигнал для инвестора, который либо подтвердит их предположения, что они пришли в правильное место и в правильное время, что те инвестиции, которые они уже сделали, и те инвестиции, которые они обязаны сделать, оправданны и с точки зрения возврата на капитал, и с точки зрения срока окупаемости проекта.

Немножко смущает, что почти ровно те же темы обсуждались год назад. Это говорит о том, что государство не определилось с финальной картиной. И совершенно правильно прозвучало, что многих потребителей эта ситуация не устраивает.

В позиции потребителей тоже есть своя правда и неправда. Присутствует немножко такое патерналистское настроение, что вообще энергетика должна обслуживать остальную часть экономики, поэтому остальная часть экономики должна нам платить, а то мы остановим свои шахты, заводы и скважины, и тогда, типа, будете есть свою энергетику сами. С другой стороны, звучали здравые нотки, что нельзя добиваться полного исключения риска. Тогда непонятно, за что ты получаешь доход, если ты ничем не рискуешь, вкладывая свой капитал. И я думаю, что это одна из причин, почему государство уже не первый год не может финализировать окончательную модель рынка.

Прозвучала важная информация по сетям. Николай Швец, руководитель крупнейшей сетевой распределительной компании «Холдинг МРСК» подтверждает, что сети тоже могут быть бизнесом. Хотя это зарегулированный вид бизнеса с мажоритарным пакетом у государства, они все равно могут быть бизнесом. Они переводятся сейчас на понятную формулу возврата на капитал. Это значит, что любому инвестору, который инвестирует в эту компанию, де-юре во многом гарантировано получение возврата на свои инвестиции. То есть это так по-взрослому уже. И это радует. И хорошо то, что этот механизм распространяется на тепловые сети, эта тема тоже прозвучала.

Есть некая настороженность, а у некоторых, наоборот, растут аппетиты и ожидания по поводу перераспределения собственности в секторе. Прозвучало, что это будет скорее естественный процесс, когда те, кто не сможет достичь определенного уровня, сами откажутся от этих активов в пользу эффективных. Но эффективные говорят, что не будут покупать, а скорее готовы взять на себя бремя управления, потому что если покупать, то придется искать деньги на те капитальные задачи, которые придется выполнять, будучи собственником. Дескать, денег на это нет. Поэтому они хотят разделить мух и котлеты, то есть оставят активы в собственности у прежних хозяев, но предложат им менеджерскую экспертизу и будут управлять их активами, выдавая им определенные параметры по доходности, сохранности и выполнению обязательств перед регулятором.

Конечно, есть надежда, что вскоре государство финализирует картину. По крайней мере, замминистра сказал, что в 2011 году они намерены уже полностью определиться с уровнем доходности и отрегулировать долгосрочный рынок мощности. Нельзя уже не первый год эту тему держать в подвешенном состоянии, потому что она снижает фундаментальный интерес, повышает риски инвесторов. Кроме того, этот сектор очень инерционный: если не начать инвестиционные проекты сейчас, то даже если через 3-4 года среда будет суперпривлекательной, можно не успеть закрыть какие-то дефицитные места с точки зрения новых генераторов, новых сетей. И это может привести к перебоям. Государство это понимает, это фактор, который стимулирует к принятию решений, в том числе и в политике».

 

Ксения Семенова