Николай Злобин: Зачем России власть?
Похоже, Дмитрий Медведев позабыл все, о чем он говорил — о борьбе с коррупцией, создании независимого суда, утверждении в стране главенства закона и т. д. Теперь президентские речитативы посвящены только модернизации. Причем в технологическом смысле этого слова. Типа когда, наконец, у нас появятся разные гаджеты? России и близко нет на рынке компьютеров, но уж очень хочется президенту потеснить «Майкрософт». А его тяга к космическим программам вызывает не лучшие ответные чувства на фоне полного отсутствия в стране хороших дорог.
В электронных часах нет пружины. Выработанная батарейка заменяется на другую, свежую. Она, как и ее предшественница, тоже рассчитана на определенный срок. Часы идут самостоятельно, независимо от действий их обладателя. Механические часы, с другой стороны, обладают внешне очень сложным механизмом, главное в них — пружина. Они полностью зависят от своего хозяина. Их надо регулярно заводить или носить. Чем сильнее амплитуда движения руки, тем быстрее часы набирают энергию. Если их оставить в покое, они останавливаются. Для того чтобы они снова пошли, их надо встряхнуть.
В политике и управлении отчасти тоже так. В одних странах через процедуру выборов сравнительно легко меняется правящая элита, то есть вставляется своего рода свежая батарейка. Другим требуется встряска. Они полностью зависят от внешнего воздействия и подчиняются только мануальному управлению. Некоторые страны веками живут в режиме эволюции. Когда-то их трясло по полной программе, но теперь они давно перешли от ручного, механического к автоматическому обновлению. Другие страны так и не смогли создать у себя хотя бы примитивный политический автопилот и живут в ручном режиме. Там жизнь полна адреналина, законы заменены понятиями, процедуры — откатами, а смена власти всегда непредсказуема.
Два года назад в Вашингтоне каждого визитера из России мучили вопросами о том, что будет после президентских выборов, уйдет ли Путин, какую роль будет он играть при своем преемнике и, главное, кто им станет. «На кого Путин пальцем покажет, тот и станет президентом» — был наиболее частый и честный ответ. Никому даже в шутку не приходило в голову сказать про роль выборов. Сегодня такие же ответы дают про 2012 год.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» — написал 180 лет назад Федор Тютчев. Судя по всему, каждое поколение россиян живет в полном блаженстве с рождения до смерти, ибо вся история России — это бесконечная череда роковых минут, часов, дней, лет и столетий. Это вам не неспешный Китай с его «Не дай Бог родиться в эпоху перемен». Новейшая история России — это история механических часов с небольшим запасом пружины: постоянное встряхивание, раскачивание из стороны в сторону, неожиданная подзаводка и перевод стрелок на новое «правильное время», вечное временное ручное управление и прочие прелести «роковых минут».
Никогда Россия толком не развивалась в эволюционном режиме, любые реформы в ней проводились с надрывом, начинаясь только тогда, когда их уже нельзя было не проводить. Любые реформы в ней были ответом на стагнацию и кризис, но никогда не носили превентивного характера.
Россия эволюционировала через революции, перевороты и бунты. Успешные бунты назывались историками революциями. Неудачные революции назывались бунтами. Вся новейшая история России — чередование революций и бунтов, которые частенько перетекали одно в другое в ходе самого процесса, раздавливая вдохновителей вместе с противниками, а также с массой живущего в блаженстве народа. Как говорил мой профессор на истфаке МГУ: «В России восстать никогда по-настоящему не могли, да и подавить никогда толком не умели».
Можно, по-моему, утверждать, что почти за тысячу лет своего существования россияне не создали в стране власть, которой бы были сами довольны, с которой жили бы в относительной гармонии, которая обеспечивала бы долгосрочное эволюционное развитие страны без встряхиваний и подзаводок, а им самим спокойную жизнь. Если «всякая власть от Бога», то России все время достается власть всяких временщиков, смотрящих на народ точно так же, как на него в свое время смотрели татаро-монгольские ханы — как на бездонный источник дани. Но не объект своей заботы. От собственной власти в России веками погибло и продолжает погибать больше народа, чем от иноземных захватчиков. Для власти свой народ опасней иноземцев.
Для чего Медведеву модернизация, я понял: очередная подзаводка механизма. Но России, по-моему, нужна модернизация, несущая автоматизм обновления власти и ее заточенность под народ. Для чего технологическая модернизация нужна россиянам? Зачем, скажем, летать в космос, если в стране катастрофически не хватает обычных дорог и сельских больниц? Нужен ли России Центр управления полетами, когда не получается наладить работу банальнейшей Госавтоинспекции?
Если в России государственная власть существует и функционирует не для блага собственного народа, то для чего она нужна вообще? Лично я хотел бы услышать от Дмитрия Медведева ответ на этот вопрос, прежде чем решить, как относиться к его модернизационным призывам.