Фото предоставлено One! International School
Фото предоставлено One! International School

Нужно понять, за что вы платите

Когда я общаюсь с родителями, приходящими к нам в школу, я всегда задаю им один и тот же вопрос: «Чего вы хотите? Почему вы выбрали нашу школу?» Как ни странно, такой простой вопрос часто ставит родителей в тупик. Хотя выбирать школу ребенку нужно только после того, как вы ответили себе на эти вопросы. Ваши ценности и ценности образовательного учреждения должны совпадать.

Всегда продумывайте свои действия на несколько шагов вперед. Чего вы хотите для своего ребенка в дальнейшем? Если вы хотите, чтобы он поступил в престижные российские вузы, например, в МГУ или в МГИМО, то, вероятнее всего, вам не стоит отдавать его в платную школу и тратить на это деньги. Не переплачивайте за частное образование, а просто отдайте его в хорошую школу недалеко от дома. Какие-то пробелы в образовании вы всегда сможете добрать дополнительными занятиями с репетиторами.

Амбициозные цели требуют вложений

Но часто встречаются и другие ситуации: родители ставят ребенку амбициозные цели — хотят, чтобы он учился в одном из лучших вузов мира, а вкладываться в это не готовы. Поступление в топ-100 университетов — это уже совсем другая история, за которую нужно платить. Конечно, мы понимаем, что сложно сказать, чем будет заниматься и кем станет ребенок, которому еще нет 14 лет. Еще не пройдена профориентационная точка, интересы и таланты неустойчивы и не развиты. Но если ждать момента, когда будет понятно, «про что» ребенок, то время будет упущено. Ведь есть такие базовые вещи, как, допустим, critical thinking, design thinking,  английский язык. Как бы ни развивались технологии, знание языка всегда будет необходимой компетенцией, потому что оно обеспечивает более быстрый и более полный доступ к интересному контенту и открывает возможность для различных международных связей. Поэтому необходимо, чтобы к 12 годам ребенок уже бегло разговаривал на английском.

Также в любом престижном международном университете очень высокий конкурс, потому что у них есть возможность выбирать и формировать университетскую среду, исходя из своих желаний. И чаще всего в таких университетах руководствуются очень здравыми и гуманистическими принципами — нужно быть не только образованным человеком, нужно также обладать определенными компетенциями и навыками, в том числе так называемыми soft skills. И что самое важное — это развитость личности, включающая в себя способность сопереживать, адекватность самооценки и умение брать на себя ответственность. В российском образовании этому почти что не уделяют внимания, хотя именно такие люди будут в будущем генерировать инновационный контент и успешно работать в новых реалиях. И именно за развитие этих компетенций, на мой взгляд, стоит платить родителям. Платить за то, что позволит человека прокачать, а также позволит в дальнейшем избежать «переучивания» ребенка, что является огромной проблемой. Платить тем, кто готов решать индивидуальные задачи конкретного ребенка.

Ребенок как стартап

В хорошей предпринимательской инициативе команда проекта ищет не просто деньги, а smart money. Ребенок по сути такой же стартап, и деньги в него «родителям-инвесторам» нужно вкладывать с умом. Родителям, к сожалению, мало где можно получить необходимую экспертизу, позволяющую правильно инвестировать. Раньше была мода отправлять детей учиться за границу за огромные деньги. Но это вовсе не означало, что ребенок гарантированно добьется успеха — семьи разваливались, а дети часто ощущали себя в ссылке и возвращались домой демотивированными и не реализовавшими «первоначальный план».

Дело не в том, какое количество денег вы вложите в своего ребенка, а в том, чтобы выявить его сильные стороны. Нужно понять, в чем ребенок действительно талантлив, создать ему мотивирующую среду, развернуть его представления о себе и помочь найти потенциальную рыночную нишу. Все это позволяет сделать индивидуальная образовательная траектория, за которую и стоит отдавать деньги. К нам в One! International School уже 3 года назад начали обращаться за подобной помощью заинтересованные семьи, и, судя по нелинейному росту запросов, осознание всего вышесказанного у родителей меняется. Это внушает оптимизм.