«Сноб» публикует работы учеников фотографа Сергея Максимишина — выпускников курса «Фотограф как рассказчик». Автор — студентка Школы визуальных искусств, Москва.

Наталья Шагун, 36 лет. Владеет онлайн-гипермаркетом

Я родилась в Душанбе, выросла под Воронежем, а счастье нашла в Москве. В августе будет 12 лет, как я замужем.

У моей дочери Даши аутизм, но интеллект у нее сохранный, она успешно учится в обычной школе. Естественно, я задавалась вопросом, что будет с ребенком, когда нас с мужем не станет. Именно поэтому мы ввязались в авантюру с собственным бизнесом.

Я придумала «Нильс» в конце 2014 года, когда была на последних месяцах второй беременности. Изначально это должен был быть магазин детской одежды и обуви известных брендов среднего уровня, но рост курса валют заставил скорректировать не только список представленных брендов, но и саму модель. Несколько крупных стартапов закрылось, мы забрали их товар на реализацию, и магазин превратился в гипермаркет детских товаров.

И для меня сейчас это решение — самое правильное. Я работала в прекрасных компаниях, с прекрасными людьми, но практически не видела, как растет моя дочь. А собственный бизнес дает свободу распоряжаться своим временем, и только сейчас я по-настоящему счастлива, со мной рядом моя семья, друзья и сотрудники, и я могу управлять своей жизнью.

Дарья Сонькина, 30 лет. Руководит производством пирожков и сэндвичей

Быть женщиной в бизнесе — примерно то же самое, что и просто «быть женщиной». Это значит, что, например, на заводе, где я арендую помещение под производство и где работает много мужчин, я могу попросить у них помощи, если мне надо что-то куда-то перетащить. А когда я была беременна, а на заводе не посыпали песком обледеневшие дороги, я позвонила в управляющую компанию и сказала, что, если я упаду и что-то случится с моим ребенком, это будет на их совести. На следующий день дорожки посыпали. Бывают случаи, когда нужно себя ставить определенным образом, чтобы с тобой считались, а не думали, что ты какая-то девчонка несмышленая. Но, с другой стороны, бизнес тут ни при чем.

Мой бизнес начался с крошечного цеха по производству пирожков. Через год я переехала в другой цех, побольше, а ассортимент расширился до салатов и сэндвичей благодаря запросам от новых оптовых клиентов. Так до сих пор я и совмещаю работу с оптовыми и частными заказчиками. Для меня это уже не просто бизнес, но пока еще и не дело всей жизни. Не просто бизнес — потому что первый, с кучей взлетов и падений, ошибок и успехов, мощная школа жизни и личный апгрейд. С другой стороны, не могу себе представить, что я занимаюсь пирожками всю жизнь. Будет смешно прочитать это все через пару десятков лет, сидя в кресле директора пирожкового комбината.

Евгения Галич, 39 лет. Руководит агентством событийного маркетинга и делового туризма

Семья у меня обычная, советская. Мама — инженер, папа — настоящий полковник. Я родилась в Спасске-Дальнем и, пока росла, успела пожить в Харькове, Тбилиси, Берлине, Петербурге и Москве. В некоторых городах по два раза. Зачем-то закончила МАИ. Самолеты, к сожалению, не строю, но время было прекрасное.

До 2007-го я работала менеджером по маркетингу в больших и богатых корпорациях. Однажды приятельница предложила совместный бизнес. И вот мы уже посетили более 100 стран и организовали несчетное количество мероприятий.

Бизнесвумен быть не сложно. Хотя общество у нас совсем не woman friendly, в предпринимательстве это ощущается меньше, чем где-то еще. Ахиллесова пята — дети. Они так быстро растут и так хочется побольше побыть с ними, но это не всегда возможно. Особенно на проектной работе.

У меня две дочери. Все свободное время провожу с ними. Другая моя отдушина — балет. Стараюсь забыться танцами.

Я не считаю бизнес делом жизни. Для этого в нем маловато социального смысла. Но эффективная работа нашего агентства — важное дело для меня лично. Стремлюсь достичь нирваны и найти баланс между семьей и работой. Все-таки я работаю, чтобы жить. И очень рада, что работа мне нравится.

Екатерина Дьяченко, 38 лет. Занимается электрификацией африканских деревень

Предприниматели — это смелые и позитивные люди, независимо от пола и национальности. Свой бизнес — это не развлечение, а тяжелая работа и ответственность перед клиентами и сотрудниками. В моем случае, это еще и ответственность за безопасность, ведь на моих объектах люди могут погибнуть.

У меня инжиниринговая компания, которая строит электростанции и ими управляет. И еще микросетевая компания, которая занимается электрификацией и газификацией деревень в развивающихся странах — Кении, Нигерии и Руанде. Моя семья постоянно живет в Найроби, в Москве я провожу минимум времени, необходимого для переговоров. Поэтому отказалась от полноценной квартиры и оборудовала спальню для себя прямо в офисе.

Раньше я была корпоративным менеджером. У меня получалось почти все, о чем мечтают наемные менеджеры: я строила карьеру, реализовывала крупные проекты, зарабатывала, инвестировала. Немало корпоративных менеджеров в России нанимают дорогостоящих коучей, сетуют на отсутствие смысла, потерю интереса к жизни и работе. Но я заработала себе возможность рисковать и создавать новые сервисы и новые продукты. Я осознала, что заниматься созидательной деятельностью для меня — первостепенное в работе. Я создаю новые продукты, которые решают глобальные задачи.

Надежда Зайцева, 24 года. Занимается дизайном одежды

Шить я любила с детства и однажды заметила, что вся одежда в моем шкафу пошита мной. Раньше я не думала, что это может стать делом жизни, не относилась к этому как к чему-то особенному. Считала, что каждый может шить, и это не какой-то особенный навык.

Когда я решила работать на себя, поначалу занималась только галстуками-бабочками, потом освоила, как шить одежду на других людей, затем начала упаковывать одежду красиво в коробочки, а сейчас занимаюсь декором и оформлением подарков. Я не называю это бизнесом — я свободный художник. Я занимаюсь тем, что безумно люблю, даря людям красоту, проявляя свое видение мира через пошив одежды и при этом зарабатывая. И хотя в бизнесе я ноль — мне очень сложно брать деньги с клиентов, особенно если они мои друзья, — я постепенно учусь быть структурированной и логичной, а не только легкой и воздушной. Мне кажется, эти знания в крови у мужчин, им проще освоить сферу бизнеса и быть логичными. Но преимущество женщин в том, что мы выносливые.

Ирина Баринская, 30 лет. Владеет сервисом по вывозу ненужных вещей и «расфигачечной»

У меня свалка-сервис по вывозу и реализации ненужных вещей. Если у кого-то накопились вещи, которые выбросить жалко, а продавать поштучно — долго и муторно, мы их вывозим. На складе вещи разбирают: что можно продать — продают на барахолке, причем большая часть денег идет на благотворительность. Что продать нельзя, отправляется в нашу расфигачечную «Дебош» — комнаты ярости для выпуска пара. Каждому желающему выдаются защитные очки и костюм и, самое главное, огромный молоток. За небольшую плату можно разнести в комнате всё.

Мне кажется, что быть мужчиной и быть женщиной в бизнесе — одно и то же. Здесь нет места гендерным разборкам, здесь мы все в одной лодке. Ни один адекватный человек не будет к тебе относиться предвзято из-за твоего пола, если ты круто делаешь свою работу, адекватно общаешься и умеешь работать в команде.

Анна Голдина, 30 лет. Руководит студией скетчинга и быстрого рисунка Draw Your City

Я рисую с детства и очень это люблю. А еще я очень люблю общаться с людьми и делать их счастливыми. Моя студия — место, где любой взрослый может научиться рисовать и делать скетчи.

Проекту пять лет, но как бизнес он начал работать в ноябре 2016 года. Когда я стала плотно заниматься студией, то боялась, что пострадает семья и отношения, ведь придется довольно интенсивно работать и не будет времени на дом и хозяйство. Но у меня очень понимающий и чуткий бойфренд, который меня очень поддерживал морально, помогал с ремонтом в студии и не давил. Знаю, что у многих не так.

Если включать женственность, грузчики бесплатно носят твою мебель, ученик-мужчина берет на хранение мольберты и возит их, куда ты попросишь, охранники идут навстречу и помогают. В то же время я знаю, что в чисто «мужском бизнесе» — инвестиции, банки, строительство — женщинам сложнее, приходится доказывать свою профпригодность. Но поскольку у меня бизнес про творчество, я с этим не сталкиваюсь. Один мой друг сказал: «Не знаю, как тебе удается быть милой блондинкой и крутым менеджером одновременно». Стараюсь оставаться леди и при этом рулить делами.

Александра Буц, 36 лет, руководит цифровым рекорд-лейблом Zero Hero Recordings

Мне 36 лет, я — коренная москвичка, замужем, детей нет, воспитываю двух обезьянок. После пяти увлекательных лет работы в российской редакции журнала Billboard идея открыть собственный лейбл показалась нам с коллегами абсолютно очевидной.

Сейчас музыкальной прессы практически не существует. Два моих партнера занимают важные должности в ведущих международных профильных компаниях. Наш совместный проект можно смело назвать некоммерческим и отчасти даже меценатским. Мы работаем с очень нишевой музыкой, не имеющей шансов на массовую популярность в современном обществе. Как сказано в нашем пресс-релизе: «Мы любим и поощряем плохое воспитание, дерзость и острые зубы в музыке разных жанров».

Наша задача — доставить записи артистов на все существующие сервисы по продаже аудиоконтента и организовать максимальное промо на каждом из них, а также на тематических информационных ресурсах, блогах, в социальных сетях и прочих цифровых площадках. Иногда мы помогаем артистам в организации концертов.

Когда меня спрашивают, зачем я этим занимаюсь, я в шутку отвечаю, что хочу заработать культовый статус. На самом деле я просто делаю то, что доставляет мне удовольствие. К счастью, передо мной не стоит задачи заработать, чтобы выжить, меня полностью обеспечивает муж, благодаря которому я могу себе позволить такое необычное бизнес-увлечение.