Автор сценария ~ Александр Александров

90. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОРЫ. ДЕНЬ.

Директор Императорских театров Иван Карлович поднимается по лестнице Большого театра, проверяя, все ли в порядке. По пятам за ним следует его ассистент Виктор.

ИВАН КАРЛОВИЧ: В Большом всегда чем-то пахнет. Если на коронационном балете будет пахнуть от труб, меня повесят на первой осине!

Ассистент громко чихает, будто бы подтверждая слова Ивана Карловича.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Ну, вот видите, вы чувствуете.

Иван Карлович трогает ветки пальмы и морщится.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Ой, боже, боже, надо как-то освежить!

Навстречу ему с лестницы спускается музыкант, настраива­ющий скрипку.

ИВАН КАРЛОВИЧ (музыканту): Не надо, голуба моя, не пиликайте перед началом представления! Это может раздражать публику.

Видит, что несут корзины с цветами.

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

ИВАН КАРЛОВИЧ (взбегая по лестнице): Куда несете? А, правильно, да, давайте-давайте, правильно, у зеркала! Поставьте у зеркала. Вот так, очень хорошо. Свободен, голубчик. Боже, лишь бы не пахло! (Ассистенту.) Освежите.

Ассистент тут же опрыскивает все освежителем воздуха, который он держит в руках.

К Ивану Карловичу подбегает оперная дива.

ОПЕРНАЯ ДИВА: Иван Карлович!

ИВАН КАРЛОВИЧ (беря ее за руку и спускаясь с ней по лестнице): А сама-то величава, выступает, словно пава! Все поет, не говорит, а во лбу звезда горит!

Оперная дива улыбается от удовольствия.

ОПЕРНАЯ ДИВА (нараспев): После концерта меня пригласили в ложу великого князя!

ИВАН КАРЛОВИЧ (тоже поет): Не называйте имен!

ОПЕРНАЯ ДИВА (поет дальше): И выказали превеликое удовольствие!

Иван Карлович заталкивает ее в дверь и оборачивается  к ассис­тенту.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Заберите ее от меня!

Ассистент на роликах бросается за ним.

91. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.

ПРИЕМНАЯ. ДЕНЬ.

Страдальчески минуя заполненную просителями приемную, Иван Карлович устремляется в свой кабинет.

92. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

НА ВХОДЕ. ДЕНЬ.

Пьерина Леньяни спускается по лестнице, замечает внизу Матильду. Остановившись у зеркала, щипает себя за щеки, чтобы добавить румянца.

Снизу, запыхавшись, бегом поднимается по лестнице Матильда. Леньяни простирает руки к сопернице с притворной улыбкой и заключает ее в свои объятия. Обе стараются не испортить прически и макияж.

ЛЕНЬЯНИ: Маля! Я на тебя обижена! Ты заставила меня плакать! Ты в «Эсмеральде» такая трогательная, такая... ах! Твой арабеск... белиссима! (Прикладывая платочек к глазам.) Я реву!

Матильда вздыхает и собирается идти дальше, но Леньяни преграждает ей путь рукой.

ЛЕНЬЯНИ (продолжает): А все вокруг на меня смотрят.

МАТИЛЬДА: Мне пора одеваться.

Отталкивает руку Леньяни.

ЛЕНЬЯНИ (вслед Матильде, между делом): А ты разве танцуешь?

Матильда резко поворачивается, меняя направление своего движения, и бежит вниз по лестнице. Леньяни довольно смотрится в зеркало и поправляет шляпку.

93. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

Иван Карлович прихорашивается перед зеркалом, прикладывая красную ленту к своему белому костюму. В его кабинет с криком вбегает ассистент.

АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!

ИВАН КАРЛОВИЧ: Что там такое? Поправьте, голубчик! Что? (Показывает на плечо.) Вот здесь, здесь. Ну что там случилось? 

Ассистент поправляет ленту.

АССИСТЕНТ: Кшесинская в театре.

ИВАН КАРЛОВИЧ (по-прежнему глядясь в зеркало): Очень хорошо... Как в театре?!

АССИСТЕНТ (с круглыми от ужаса глазами): В театре!

ИВАН КАРЛОВИЧ: Задержите ее! Виктор! Виктор! Любыми путями!

АССИСТЕНТ (убегая): Хорошо!

Иван Карлович начинает судорожно что-то искать среди бумаг на столе.

ИВАН КАРЛОВИЧ (раздраженно): Где это! Что это! Где это все! Так...

Наконец находит свои очки, надевает их. Снимает телефонную трубку, набирает номер.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Соедините с полковником Власовым. Владимир Львович, да, да. Ко мне идет украшение нашего балета. Я вас умоляю!

ВЛАСОВ: И что вам нужно?

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

Кшесинская в это время срывает афишу около кабинета Ивана Карловича, на которой зачеркнуто ее имя. Вихрем влетает в кабинет.

ИВАН КАРЛОВИЧ (в трубку): Что мне нужно? Сотню казаков! Артиллерию! А еще лучше – пришлите ко мне конвой и заприте меня в Петропавловской крепости. (Замечает разъяренную Матильду.) Матильда Феликсовна, очень хорошо, что вы пришли! (В трубку.) Да. Я вам перезвоню.

МАТИЛЬДА (бросая в Ивана Карловича сорванную афишу): Почему я не танцую сегодня?

ИВАН КАРЛОВИЧ (убаюкивающим голосом): Голубушка моя, всякий от меня требует своего удовлетворения. Но удовлетворить всех невозможно. Удовлетворение одного, к сожалению, влечет за собой обиду другого. Что ж мне остается еще, милая моя, голубушка моя...

МАТИЛЬДА: Я буду танцевать!

ИВАН КАРЛОВИЧ (жестко и громко): Нет! (Поднимается.) Вы не будете танцевать! Главная партия одна, и она отдана госпоже Пьерине Леньяни. Гости коронации хотят видеть ее знаменитые на весь мир фуэте.

Матильда подскакивает к Ивану Карловичу и начинает его  трясти.

МАТИЛЬДА: Кто вам приказал? Кто вам приказал?!

Иван Карлович едва может дышать. Так же неожиданно Матильда отпускает его.

МАТИЛЬДА (спокойно и уверенно): Я буду танцевать. Чего бы мне это ни стоило.

94. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

В кабинет Ивана Карловича, который только что покинула Матильда, влетает ассистент.

АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!

Иван Карлович, застывший в одной позе от пережитого напряжения, постепенно приходит в себя. Сильно закашливается.

АССИСТЕНТ (продолжает): Иван Карлович, вам плохо?

Но кашель Ивана Карловича переходит в беззвучный смех.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Нет, мне хорошо. Вот это да!

Иван Карлович все никак не может отдышаться. Его снова охватывает приступ кашля.

АССИСТЕНТ (бросаясь к графину): Воды!

Раздается звонок телефона. Ассистент бросает графин с водой и  кидается к аппарату. Подносит его Ивану Карловичу. Директор кладет руку на телефонную трубку, не снимая ее.

ИВАН КАРЛОВИЧ (шепотом): Власов. Меня точно уволят.

Решительно отталкивает звонящий телефон.

ИВАН КАРЛОВИЧ (твердо): Одеваться! Пусть все идет, как идет.

95. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОР. ДЕНЬ.

Власов быстрым шагом идет по коридорам. За ним следует офицер с докладом.

ОФИЦЕР: Весь театр обыскали, господин полковник. Пока не нашли ее.

ВЛАСОВ: Странно. Искать!

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

96. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

А на сцене – балет. Множество балерин в черных и белых пачках, украшенных огоньками, с диадемами на головах, исполняют свой танец. Близится выход примы-балерины. Иван Карлович контролирует процесс. На сцену бежит еще одна партия балерин.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Красавицы, красавицы! Улыбочка! Жемчуг! Ну, ну, светимся изнутри.

Подъезжает ассистент.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Где она? Где она? Мне что, самому на сцену выходить? Леньяни сюда!

97. ИНТ. ГРИМЕРНАЯ – МГНОВЕНИЯ СПУСТЯ.

Князь Владимир врывается в гримерку Леньяни, хватает приму в объятия и резко целует.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (хрипло): Вот и птичка прилетела, прилетела!

Он сгребает отбивающуюся Леньяни в охапку, тащит в дальнюю комнату.

ЛЕНЬЯНИ: Мне на сцену! Ты сошел с ума. Я же танцую «невесту»!

Князь ногой захлопывает дверь.

98. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ГРИМЕРНАЯ ЛЕНЬЯНИ. ИНТ. ДЕНЬ.

В гримерную уверенно заходит Матильда. Она слышит шум из дальней комнатки. Запирает дверь, за которой скрылись любовники.

Раздается призыв на сцену из коридора: «Госпожа Леньяни, на сцену!» Леньяни прикрывает уста князю Владимиру.

ЛЕНЬЯНИ: Уже иду! Баста! Баста! (Князю.) Любовь моя! Баста!

Матильда снимает шляпку и платье. В запертую дверь уже начинают ломиться. Матильда быстро надевает костюм «невесты».

Леньяни не понимает, почему дверь не открывается.

ЛЕНЬЯНИ (оглядываясь на князя): Ваше Высочество!

Князь подбегает к Леньяни. Пробует дверь.

ЛЕНЬЯНИ: Это она!

Леньяни вырывает ручки двери с корнем. Матильда уже одета, завязывает на лице маску и выбегает из гримерной Леньяни, хлопнув дверью.

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

99. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Иван Карлович не находит себе места за кулисами, вздыхает, волнуется.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Боже мой, боже мой, боже мой.

Иван Карлович вздрагивает от голоса Власова.

ВЛАСОВ: Как идут дела?

ИВАН КАРЛОВИЧ: Прекра... превосходно!

Мимо пробегает стайка балерин.

ИВАН КАРЛОВИЧ (Власову): Ой-ой-ой, вас сейчас задавят... А почему же до сих пор  не в ложе? Сейчас будет выход мадемуазель Леньяни, и вы все пропустите! Прошу вас, прошу, пойдемте.

Пытается развернуть Власова назад, но не выходит.

ВЛАСОВ: Именно этого я и хочу – ничего не пропустить. Скорей бы уже закончился этот балет!

100. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Матильда пробегает мимо помощника директора. Тот принимает ее за Леньяни.

АССИСТЕНТ: Мадемуазель Леньяни, вас ищет Иван Карлович! Вас зовут на сцену!

101. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Матильда в костюме невесты, отворачиваясь и пряча лицо, спешит на сцену. Пробегает мимо Ивана Карловича.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Госпожа Леньяни, сколько...

Когда остается уже один шаг, ее подхватывает Власов.

ВЛАСОВ: Я вас ждал (резко разворачивая ее к себе лицом), Матильда Феликсовна!

Балерина изо всех сил сопротивляется.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Давай! Все, держу! Держу-держу-держу!

В этот момент мимо пробегает Леньяни в костюме «черной жемчужины».

ЛЕНЬЯНИ (Матильде): Шлюха!

Потом оборачивается, показывает ей фигу.

ЛЕНЬЯНИ (продолжает): Вот тебе, а не невеста!

ИВАН КАРЛОВИЧ: На сцену! На сцену!

Власов передает жертву Ивану Карловичу, а сам устраивается рядом в кресле.

ВЛАСОВ: Только держите ее покрепче, эту лженевесту. А я наслажусь настоящей.

102. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

Леньяни замирает на сцене, наслаждаясь восторгом зала. Николай в ложе разочарованно вздыхает.

103. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

ИВАН КАРЛОВИЧ (Матильде, шепотом): Толкни меня!

МАТИЛЬДА: Что?

ИВАН КАРЛОВИЧ: Толкни меня, дура!

Матильде не нужно повторного приглашения. Она толкает Ивана Карловича, тот картинно падает на Власова.

ВЛАСОВ: Раззява!

104. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

«Невеста» выбегает на сцену и оказывается рядом с «черной жемчужиной».

105. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.

В зале напряженное недоумение – к фуэте готовы приступить почему-то две балерины. Публика едва ли не хором считает синхронно выполняющиеся вращения.

Кадр из фильма «Матильда»
Кадр из фильма «Матильда»

106. ИНТ. БОЛЬШОЙ ТЕАТР – ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ДЕНЬ.

В царской ложе Большого только три человека: Николай, Александра Федоровна и Мария Федоровна. От осознания того, кто находится на сцене рядом с Леньяни, Мария Федоровна теряет дар речи.

Николай не отрывает бинокля от глаз.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА: Позволь мне.

Николай передает ей бинокль. И как только взгляд Николая теряет свою силу, балерина страшно оступается и с размаху падает на сцену.

107. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ИНТ. ДЕНЬ.

Николай ахает.

НИКОЛАЙ: Маля!

Николай срывается с места, порывается покинуть ложу.

МАРИЯ ФЕДОРОВНА: Ники!

Пораженная Александра Федоровна не смеет шевельнуться. Николай выбегает из ложи. Александра тоже встает и уходит.

108. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

А Леньяни с радостью докручивает свои тридцать два фуэте.