Конечно, есть много вещей, которые вроде бы надо делать главе государства. Кроме этого, есть много вещей, которые желательно делать главе государства. Более того, есть еще больше вещей, которые, по мнению избирателей, глава государства обязан делать. Но на самом деле, признает герой сериала — телевизионный премьер-министр Великобритании — есть некий круг дел, которые глава не может не делать. И этот круг не такой большой, как думают люди, с политикой не связанные. Загруженность главы государства — миф, который политики используют в своих интересах.

В этой связи мы решили взглянуть на дела, которыми ежедневно занимается президент Дмитрий Медведев, их необходимость, а также степень личного участия самого президента. Может быть, тогда мы поймем, соответствует ли он британскому стереотипу или опровергает его. Что же делал Дмитрий Медведев за последние 48 часов? Итак.

Первое. Провел совещание в Кремле по вопросам социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны. В частности, в очередной раз обсуждался вопрос об обеспечении не имеющих жилья ветеранов войны соответствующим жильем. Проблема жилья для российских ветеранов войны является вкупе с антиалкогольной и антикоррупционной борьбой вечнозеленой темой российской бюрократии. Медведев так и сказал: «Мы эту задачу доведем до конца. Естественно, на ее решение потребуется некоторое время». Еще два-три таких ежегодных совещания, и проблема решится сама собой.

Самое интересное, что, оказывается, виноваты во всем сами ветераны, которые вовремя до 1 марта 2005 года не встали на некий учет. Огромная и фантастически дорогая бюрократическая машина России, как выяснилось, не знает, сколько в стране ветеранов и кто из них нуждается в жилье. Конечно, приятней и прибыльней считать, сколько в стране миллионеров. На совещании президент произнес совершенно замечательную фразу — ветераны «у нас просто не вставали на учет, потому что не верили, что государство когда-то сможет обеспечить их жильем, что оно исполнит свое обязательство». Убедительное подтверждение того, что с возрастом к людям приходит мудрость. Это мы о ветеранах.

Завершил совещание президент просто и по-президентски: «Все, что предусмотрено, должно быть исполнено».

Вывод:

— потеря времени, ибо обеспечение жильем ветеранов является задачей правительства, и президент толком никак на это повлиять не может;

— бесконечно обидно за страну, являющуюся абсолютным чемпионом мира по игнорированию собственных ветеранов, которые за четыре года разгромили фашизм, но 65-летние усилия государства (более 16 Великих Отечественных войн) по обеспечению их обычным жильем не увенчались успехом;

— решать эту проблему надо быстро, решительно и непублично. Попытка разыграть роль заботливого президента Медведеву никак не удается.

Второе. Поздравил Виктора Януковича с избранием президентом Украины и пригласил его посетить Москву. В поздравлении Медведев написал, что выборы в Украине прошли «в соответствии с общепринятыми международными стандартами». Выяснилось, что он их знает.

Вывод: время не потеряно, правильно поступил, хотя можно было и побыстрее. Барак Обама, например, поздравил Януковича и пригласил его в Вашингтон еще пять дней назад. Однако понятно, что после прошлого путинского скандального опыта Медведев выжидал до конца, чтобы не оказаться в дурацкой ситуации.

Третье. Встретился с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Вопрос очень важный: ядерная программа Ирана. В последний год позиции России и США заметно сблизились, однако Москва до сих пор не поддерживает жесткий американский вариант санкций против Тегерана.

Для Израиля большой вопрос — возможная продажа Россией Ирану комплексов С-300. Накануне визита Нетаньяху Москва заявила, что она имеет полное право продавать эти комплексы Ирану. Никто не спорит, что Москва имеет такое право, вопрос о том, насколько мудро будет такое решение. Медведеву есть чем озаботиться, он хочет перезагрузить отношения с США, но в его ли руках решение России по Ирану? Такой уверенности ни у кого нет — ни в Иране, ни в Израиле, ни, тем более, в Москве.

Вывод: время не потеряно. Надо брать ключевые проблемы внешней политики и национальной безопасности под свой контроль. Удастся ли?

Четвертое. Встретился с председателем Центрального банка Сергеем Игнатьевым и подписал закон, запрещающий банку в одностороннем порядке менять срок договора займа, а также увеличивать ставку процентов по этому договору или изменять условия договора, кроме случаев, когда это предусмотрено законом. Иначе говоря, теперь изменения в кредитный договор могут вноситься только с согласия гражданина-заемщика.

Вывод: время не потеряно. Дело полезное. Президент помог людям в отношениях с банками. Правда, можно было сделать это и гораздо раньше. Лучше поздно, чем никогда.

Пятое. Встретился с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу, который приехал в Россию по приглашению Владимира Путина вести беседы, касающиеся сотрудничества в области строительства газопроводов и нефтепроводов. Почему бы не встретиться?

Единственная опасность заключается в том, чтобы Папандреу, чей отец и дед тоже были премьер-министрами, не вложил какой-либо новой концепции политического преемничества в головы российских лидеров. Интересно, решит ли Москва материально помочь Греции, находящейся в финансовом кризисе?

Вывод: время не потеряно, надо общаться с зарубежными лидерами максимально часто, но только по делу, а не превращаться в русское подобие английской королевы с фотоаппаратом через плечо.

Шестое. Встретился с президентом Всемирного банка Робертом Зеликом и обсуждал с ним возможное расширение участия России в международной финансовой корпорации, а также распределение квот между развитыми и развивающимися странами. Во встрече принимал участие Алексей Кудрин, который вместе с Робертом Зеликом накануне опубликовал совместную статью в газете «Ведомости», где авторы предложили развивающимся странам взять на себя часть нынешних финансовых трудностей. Бенефис Кудрина.

Вывод: время потеряно. Дмитрия Медведева откровенно не пускают к настоящим деньгам в России. Совсем не обязательно демонстрировать это перед главой Всемирного банка. Может быть, Медведеву стоило попросить у ВБ денег? Пока в его распоряжении на модернизацию в 60 раз меньше денег, чем у только что созданной правительственной комиссии по модернизации под личным руководством Владимира Путина.