Накануне Нового года президент Медведев подписал указ о создании рабочей группы во главе с Владиславом Сурковым, которая будет заниматься созданием российского варианта Силиконовой долины. Уже есть специальная президентская комиссия по модернизации, тоже созданная Дмитрием Медведевым сравнительно недавно. В администрации президента создается специальный департамент, который будет заниматься этими вопросами. Медведев озаботился проблемами модернизации и инновационными проектами, идет институционализация структур, которые будут заниматься у президента этим направлением.

При этом только что была создана еще одна комиссия по модернизации, высоким технологиям и инновациям. На сей раз правительственная, которую вскоре возглавит лично Владимир Путин. Об этом российская и мировая общественность узнала из интервью того же Владислава Суркова газете «Ведомости». Пока, однако, этой комиссией руководит Сергей Иванов, закат политической карьеры которого начался с проигрыша Медведеву в соревновании за звание преемника. Естественно, в правительстве создается и новый департамент, который будет курировать все его модернизационные и инновационные усилия. Примечательно, что заместителем председателей в обеих комиссиях назначен Сергей Собянин, руководитель аппарата правительства России, тоже преемник, если хотите, нынешнего президента страны.

Конечно, любое дело всегда начинается с других шагов: создания бюрократических структур и определения бюджета. Бюрократические структуры, как видим, были созданы быстро, тут никакой модернизации не произошло, управлять ею от имени государства будут конкретные чиновники, уже много лет находящиеся на вершине власти в России. Что касается бюджета, то ситуация пока более чем деликатная.

Дмитрий Медведев публично говорил, что государственные и корпоративные деньги, предназначенные для развития инноваций и модернизации страны, будут составлять приблизительно 620 миллиардов рублей. «Он как президент будет контролировать их использование», — сказал Медведев. Однако в «Основных направлениях антикризисных действий» правительством России для президентской комиссии выделено только 10 миллиардов рублей. Это те деньги, которые правительство реально отдает в распоряжение президентской комиссии. Остальными более чем 600 миллиардами рублей, судя по словам чиновников из администрации, будет распоряжаться Владимир Путин в рамках правительственной комиссии. Что это значит?

Во-первых, после всех бюрократических построений в стране так и нет высокопоставленного чиновника, который персонально отвечал бы за успех модернизации и инновационной политики. То, что было, скажем, сделано на Кавказе с назначением Александра Хлопонина, не произошло. Президент Медведев много раз говорил о том, что модернизация страны — это не больше и не меньше, чем вопрос ее выживания в следующие десятилетие или два. Получается, что ответственность за выживание Росcии растворена среди разных структур и ветвей власти, отдана в руки чиновников, для которых это еще одна должностная обязанность и которые при этом лично не несут никакой ответственности за успех или провал. Я ни в коем случае не призываю создавать некое «суперминистерство по модернизации и инновациям», но помилуйте... В стране есть Министерство культуры, есть Министерство спорта, есть даже Министерство (федеральное ведомство) алкоголя...

Во-вторых, получается, что почти монопольное управление финансами на модернизацию страны и на инновационные проекты отдается в руки Владимира Путина. Который 10 лет назад уже начинал было модернизировать страну, что закончилось, как мы видим, медведевским признанием наличия острой проблемы ее выживания.

В-третьих, участие двух главных политиков в аппаратном распределении управлением инновациями и модернизацией свидетельствует не только о том, что они согласны с важностью этой задачи и понимают, что решение сопряжено с распределением очень больших денег. Двойное управление — еще и признак того, что у них есть несколько разные представления о модернизации, способах ее проведения и финансирования.

В любом случае, у Дмитрия Медведева больше нет монополии на модернизацию и инновационную политику.

Я бы не усматривал здесь конкуренции внутри правящего тандема. На нынешнем этапе важно взять под контроль денежные ресурсы и расставить своих людей на ключевые посты в бюрократических структурах. Однако политизация может наступить года через полтора, когда страна приблизится к очередным парламентским и президентским выборам. Тогда можно ожидать определенного, пусть и малозаметного публично политического кризиса, связанного с решением на самом верху, кто именно станет главным кандидатом в президенты. Особенно, если решение не совпадет с общественными ожиданиями. Поэтому их надо начинать формировать уже сейчас.

До этого момента политический союз Медведева и Путина легко будет существовать даже при отсутствии паритета их финансовых возможностей. Самостоятельный успех президента сделает просто невозможным его отказ от избрания на второй срок. Но теперь, когда монополия Медведева на идеи, высказанные в собственной статье «Россия, вперед!», разрушена, а его активность поставлена под контроль правительства и единоросского большинства в Думе, такого сценария событий можно легко избежать. Не зря умнейший и хитрейший Владислав Сурков — самый, на мой взгляд, креативный и точный российский политический манипулятор (в хорошем смысле этого слова) — значительную часть интервью «Ведомостям» посвятил стабильности, которая является, как он выразился, «инструментом развития». Эти трогательные слова Суркова, бесспорно, достойны быть «отлиты в граните».