На арене — человек-обрубок
В Вене есть довольно большой городской парк Пратер — зеленые аллеи, миниатюрная железная дорога, ипподром и, конечно, городок каруселей и аттракционов. У парка Пратер есть симпатичный сайт www.prater.at.
Если там основательно покопаться, то выясняется, что парком Пратер владеет довольно большая семья по фамилии Kobelkoff. И вот тут-то и начинается самое интересное.
Основателя династии и первого владельца парка звали Николай Кобельков. Родился он в городе Воскресенске Оренбургской губернии в 1851 году. Был Николай семнадцатым ребенком в семье тамошнего бургомистра. Огромной неожиданностью для всех стало то, что ребенок родился полностью развитым, но без конечностей.
Николай рос как обычный ребенок, и родители души в нем не чаяли. Двухгодовалый Николай поразил свое семейство, научившись бегать на своих культях. С годами он становился все проворнее. Он очень хорошо научился пользоваться культей правой руки (левой у него не было) и умел сам одеваться и пить. Учителя не могли сдержать своего восхищения его умом и потрясающей сообразительностью. Священник, духовный наставник Николая, посоветовал ему учиться писать. Кобельков и впрямь этому научился: он зажимал перо между щекой и культей руки. Красота и четкость его почерка вызывали всеобщее восхищение. Молодой человек с удовольствием рыбачил, охотился и даже управлял тройкой, накидывая поводья на шею.
Восемнадцатилетний Николай Кобельков устроился на службу на золотые прииски в Балбуке, где он преимущественно занимался платежными ведомостями и вел расчетные книги.
В 1870 году Николай впервые оказался на ярмарочном представлении. Известный антрепренер Берг пригласил необычного человека выступать в театре в Петербурге.
Вскоре 20-летний Кобельков впервые появился на публике. С тех пор он побывал во многих городах России и Европы. Одна из его гастролей проходила в Вене, где он выступал на сцене театра Кляйна (позднее кинотеатр «Кристалл») и у Августы Шааф в Пратере. Именно там Николай безумно влюбился в сестру Августы, миловидную 18-летнюю Анну Шарлоту Вильферт.
В 1876 году влюбленные хотели пожениться в евангелической церкви в Вене, но из-за того, что жених был физически неполноценным, свадьба не состоялась. Им просто не дали разрешение на бракосочетание. Молодой паре пришлось отправиться в Будапешт, где они и поженились. Николай и его супруга собирались гастролировать со своими собственными представлениями.
Когда Анна забеременела, Николай очень боялся, что ребенок родится с уродствами. Но первенец Кобелькова — Александр — родился абсолютно здоровым. Как и остальные пятеро детей.
Кобельков начал выступать в балагане Пратера. Там же работали его жена, старший сын и внук. Они зазывали всех на «Представление человека-обрубка».
Во время представлений Николай рисовал картины, а потом их продавал. В его программу также входили акробатические номера с участием его сына, равно как и трюк с выходом из львиной клетки.
Николай Кобельков хорошо говорил и писал на французском и немецком языках. Кроме того, он немного знал итальянский, английский, венгерский и чешский.
В 1882 году Кобельковы ездили на год в Америку по приглашению Барнума и Бейли, известной цирковой семьи.
В конце столетия братьями Пате был изобретен кинематограф, и Николай Кобельков сам снял про себя фильм, который так и назывался — «Kobelkoff».
Позже Николай купил для своей жены землю в Пратере. И стал вкладывать деньги в развитие парка — привозил новые аттракционы, устроил велодром, увеличил парк, поставил новые карусели.
Так было положено начало истории семьи Кобельковых в Пратере.
В 1912 году умерла жена Николая — Кобелькова Анна. По словам их потомков, когда Николай говорил об умершей, черты его лица преображались: «Она была лучшим, благороднейшим созданием, когда-либо жившим на Земле. Она была ангелом, вошедшим в мою жизнь, чтобы подарить мне величайшее счастье. Ни одна женщина не могла бы с ней сравниться в доброте и верности».
Сам Кобельков умер в 1933 году, в возрасте 82 лет, на 20 лет пережив свою жену. В России он так больше никогда и не побывал. На его похоронах был весь арт-бомонд Европы.
На прибыль от парка Пратер, заложенного человеком-обрубком, как Кобельков сам себя называл, до сих пор живут его многочисленные потомки.