Фото: Wikipedia Commons
Фото: Wikipedia Commons

Есть множество картин, фресок и гравюр, сюжетами которых становились сцены музицирования, исполнители с разными инструментами, сами инструменты и даже ноты. Такие картины не просто произведения искусства, но еще и важные документы эпохи. Вот лишь несколько примеров интересных открытий.

I. В каком году были написаны эти картины?

Нидерландский художник первой половины XVI века, чье имя неизвестно, в истории искусства получил прозвище Мастер женских полуфигур, поскольку изображал очаровательных молодых девушек в определенном ракурсе. Одна из таких его картин хранится в Эрмитаже.

Мастер женских полуфигур. Музыкантши. Около 1528 года. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. Около 1528 года. Санкт-Петербург, Эрмитаж

В Вене, в Собрании графини Харах хранится еще один вариант этой картины, на которой также изображены ноты. Ноты на этих картинах — части одного музыкального произведения.

Ноты с картины «Музыкантши». Около 1528 года. Вена, Собрание Харах
Ноты с картины «Музыкантши». Около 1528 года. Вена, Собрание Харах

Но и это не всё. Вот еще одна картина этого же мастера.

Мастер женских полуфигур. Лютнистка. Около 1528 года
Мастер женских полуфигур. Лютнистка. Около 1528 года

Здесь лютнистка разучивает аккомпанемент к этой же песне. Перед нею два нотных листа: на нижнем можно разглядеть нашу песню, а на верхнем — лютневое сопровождение к ней.

Вы обратили внимание, как указана дата создания картин? Почему «около 1528 года»?

Есть еще одна картина, в которой фигурирует эта же песня. Картина тоже неизвестного мастера, она называется «Блудный сын, пирующий с куртизанками».

Неизвестный мастер первой трети XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками. Около 1528 года. Париж. Музей Карнавале
Неизвестный мастер первой трети XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками. Около 1528 года. Париж. Музей Карнавале

Основанием для датировки этой картины — а через нее и наших «Музыкантш» — служит здание, изображенное на заднем плане: это строящийся парижский собор Нотр-Дам. Эта стадия его возведения зафиксирована соборными книгами под 1528 годом.

II. Зачем Рафаэль обманул зрителей?

Рафаэль. Св. Цецилия. 1514. Болонья. Национальная пинакотека
Рафаэль. Св. Цецилия. 1514. Болонья. Национальная пинакотека

Художник показал святую в тот момент, когда она игрой на органе привела себя в экстаз. Живописец и писатель Джорджо Вазари констатировал это: «На картине изображена святая Цецилия, которая, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга». «Музыка вызывает экстаз» — такова была краткая формула Тинкториса, знаменитого музыкального теоретика второй половины XV века. Теперь святая Цецилия в состоянии воспринимать небесную музыку ангелов, и орган ей больше не нужен.

Орган и другие музыкальные инструменты изображены очень хорошо. Вазари сообщает в жизнеописании ученика и помощника Рафаэля Джованни да Удине, что «Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над образом святой Цецилии, поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным, а также музыкальные инструменты у ног святой, и, что важнее всего, написанное им схоже с тем, что сделано Рафаэлем, настолько, что кажется, будто это одна рука».

Даже если считать это свидетельство вполне достоверным, оно никак не отражается на реконструкции рафаэлевских музыкально-эстетических воззрений. Но, чтобы закончить с органом, который, на первый взгляд, кажется действительно написанным как будто с натуры, необходимо обратить внимание, что художник изобразил его все-таки неверно. Левая рука Цецилии, которая, согласно правилам, должна играть в басу, здесь касается самых маленьких трубок, то есть извлекает высокие звуки, в то время как правая, наоборот, низкие. Вероятнее всего, это искажение было продиктовано чисто графическими соображениями: линия верхнего края трубок на картине в какой-то степени повторяет контур самой святой Цецилии. Если бы инструмент был изображен правильно, то эта линия сильно выделялась бы в направлении Марии Магдалины и «звучала» бы резким диссонансом во всем графическом строе картины.

III. Зачем Дега выделил картину в картине?

Эдгар Дега. Портрет виолончелиста Пиле. 1868–1869. Париж. Музей Орсэ
Эдгар Дега. Портрет виолончелиста Пиле. 1868–1869. Париж. Музей Орсэ

Дега изобразил виолончелиста Пиле в его рабочем кабинете. Мало кто обращал пристальное внимание на картину, висящую на стене, а даже если и обращал, то не мог найти объяснения, почему именно она украшает кабинет виолончелиста.

Члены «Музыкального союза» Джона Эллы.1851. Литография
Члены «Музыкального союза» Джона Эллы.1851. Литография

Оказывается, все они — музыканты, выступавшие в антрепризе знаменитого лондонского импресарио Джона Эллы. На литографии представлены: скрипач Жан Батист Вильом, великий итальянский контрабасист-виртуоз Джованни Боттезини (в центре с контрабасом), Альфредо Пиатти, итальянский виолончелист (в центре, облокотившийся на рояль и держащий в руках виолончель), Фердинанд Лауб, чешский скрипач; за роялем — сэр Чарлз Халле. Все это звезды первой величины на европейском музыкальном небосклоне середины XIX века, и о каждом из них мог бы быть интересный рассказ. И среди них всех сам Пиле, тогда еще молодой и почти не известный. И хотя Пиле на литографии помещен на заднем плане, сам факт его увековечения в высшем музыкальном обществе был честью для него. Потому эта литография и украшает его кабинет.

Здесь были представлены всего несколько картин с музыкальными сюжетами. Цикл наших концертов познакомит вас с гораздо большим их количеством. Рассказ о каждой картине будет сопровождаться музыкой, имеющей непосредственное отношение к данной эпохе, картине и сюжету.

Концерты проводятся при поддержке музыкального фонда «Бельканто», ближайший концерт состоится 27 мая.

Подготовил Александр Косован