Николай Злобин: Медведевские хроники. 24 февраля — 3 марта 2010 года
Первое. Посетил Нальчик и провел совещание по вопросам развития Северо-Кавказского федерального округа. Побывал в новом здании Управления ФСБ по Кабардино-Балкарии. Съездил в Черкесск, где обсудил социально-экономическую ситуацию в Карачаево-Черкесии.
Итоги: время не потеряно. Надо было представить там «своего человека» Александра Хлопонина местным лидерам и показать степень своего личного доверия к нему, а также продемонстрировать на Кавказе, кто хозяин в доме.
Второе. Встретился в Барвихе с предпринимателями и обсудил пути снижения административной нагрузки на них. Обрадовал бизнесменов упрощением визового и миграционного режима для иностранцев, участвующих в инвестиционных и высокотехнологичных проектах в России.
Предложил отказаться от ареста за преступления в сфере экономики, которые не связаны с проявлением насилия, и установить размер залога от 500 тысяч рублей при совершении достаточно серьезных действий и от 100 тысяч рублей при преступлениях небольшой тяжести. Залог теперь могут составлять не только деньги, но и недвижимость, ценные бумаги и т.д.
Сказал, что поможет демократизации общества, а то ведь «мы все знаем... Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за "бабки" — вот что происходит». Выяснилось, что знает и «зиндан», и «бабки». Большинство людей знает одно из этих слов, в зависимости от воспитания. Поэтому, видимо, они не президенты.
Говорили о совмещении статьи УК о незаконном предпринимательстве со статьей о легализации преступных доходов. Мол, если предпринимательство признано незаконным, то с легкостью можно и доход, получаемый от него, считать преступным. Сегодня незаконное предпринимательство — это в среднем до пяти лет, а легализация преступных доходов — до 15. То есть предпринимателю, который может быть уличен в каком-то незначительном деянии, грозит срок в 15 лет.
Юрист Медведев уточнил: «То есть дополнительная квалификация возникает помимо собственно незаконной предпринимательской деятельности. Это для тех, кто не понимает, прежде всего, журналистов. Шучу, не обижайтесь». Чего обижаться? Это, скорее, комплимент: если журналисты не знают таких деталей УК, то, скорее всего, незаконным предпринимательством не занимаются.
Поговорили об асимметричности ответственности бизнеса и власти: чиновники могут наказывать бизнес, а вот необоснованное привлечение к ответственности бизнесменов, которое наносит им урон, практически не наказуемо для чиновника. Состоялся диалог, где президент проявил знание реалий:
Д. МЕДВЕДЕВ: Я сам когда-то был третейским судьей в разных судах, в том числе и в таком известном, как Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.
Е. ЮРЬЕВ: Возникла одна идея. Понимаете, если мэр какого-то города придет в суд в районе своего города с предпринимателем, исход этого суда...
Д. МЕДВЕДЕВ: Понятно, кто выиграет...
Воодушевленный толерантностью Медведева, представитель «Деловой России» слил компромат на главу ФАС, кандидата биологических наук Игоря Артемьева:
С. ГАБЕСТРО: Артемьев еще до объявления результатов отбора публично называет будущих победителей. Еще даже до того, как заявки подали, он публично назвал победителей отбора.
Д. МЕДВЕДЕВ: Это очень серьезный упрек.
С. ГАБЕСТРО: Это есть в прессе.
Д. МЕДВЕДЕВ: Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что вы его упрекнули в самом страшном...
Вздрогнул ли Артемьев, неизвестно. Все ожидали президентского продолжения о коррупции, откатах и т.д. Но тот продолжил иначе:
Д. МЕДВЕДЕВ: Что может быть, потому что он сам нарушил грубым образом законодательство.
С. ГАБЕСТРО: На Западе, Дмитрий Анатольевич, в такой ситуации любой министр уходит в отставку.
Д. МЕДВЕДЕВ: То есть он объявил еще до подведения итогов победителей?
С. ГАБЕСТРО: Даже до того, как подали заявки. Да, это было на всеобщей конференции, где были все члены размещения заказов...
Д. МЕДВЕДЕВ: Хорошо, что вы об этом сказали.
Похоже, что к идее отставки Артемьева Медведев не был готов. Однако его слова о том, что «нарушение законодательства — самое страшное, что может быть», внушили слабый оптимизм.
Еще один участник встречи сказал, что в стране есть есть все-таки одна «священная корова». Все замерли в плохом предчувствии. Но тот быстро уточнил, что имел в виду таможню. Медведев расслабился и сказал: «У нас не одна священная корова, у нас их много... Но таможня практически половину доходов дает. Вы знаете об этом?»
Г. ЧМЫХОВ: Может быть. Но от этого их работа не улучшается, в последнее время особенно.
Д. МЕДВЕДЕВ: Качество.
Г. ЧМЫХОВ: Качество работы.
На этом разговор о таможне закончился.
Итоги: время не потеряно. Установление главенства закона и создание условий для развития бизнеса — две очень важные президентские задачи.
Третье. Встретился с руководством «Единой России» и подвел итоги выступления сборной на Олимпиаде в Канаде. В частности, потребовал отставки чиновников, ответственных за неудачное выступление, и добавил, что если лица, ответственные за подготовку к Олимпиаде, не смогут принять решения об отставке сами, «то мы им поможем».
Сказал, что во главе угла должен быть «сам спортсмен, а не федерации, которые как жирные коты», и что Россия долго «выезжала на советских возможностях», но теперь и они закончились. Отметил, что в развитие спорта вкладываются «беспрецедентные деньги». В отличие от советских возможностей, деньги, видимо, еще не закончились...
Итоги: время потеряно. Почему обсуждал Олимпиаду с единороссами? Больше не с кем?
Четвертое. Дал интервью французскому журналу Paris Match. Комплимент Саркози «Николя всегда делает так, как мы с ним договорились» напомнил обещание Путина договориться с Медведевым по поводу выборов 2012 года.
На вопрос об отношениях с самим Путиным сказал очень путано: «В любом случае пока у нас вполне работоспособный такой союз, который, на мой взгляд, приносит определенную пользу нашей стране». Наблюдатели сразу насчитали пять неопределенностей — «в любом случае», «пока», «вполне», «на мой взгляд», «определенную» — и стали делать глубокомысленные выводы о судьбах правящего тандема. Видимо, чтобы их остановить, через два дня стенограмму на президентском сайте почистили, и там осталось невинное: «Наш тандем хорошо работает». Сайт свой Медведев вряд ли читает (не блог все-таки) и не знает, наивный, что сам стал жертвой политической цензуры.
Итоги: время не потеряно. Франция становится для Медведева тем, чем была Германия для президента Путина. Главная страна Европы для российского президента.
Пятое. Совершил государственный визит во Францию, где провел переговоры с Николя Саркози. «Мистраль» — с оружием или без — пока не купил. Пока не удалось и продать Франции ракеты-носители «Союз». Однако и то, и другое, более чем вероятно. Саркози пообещал помогать Медведеву «вплоть до завершения модернизации, до реализации всех ваших замыслов, направленных против коррупции и на становление правового государства». То есть пообещал помогать вечно. Наверное, не знает, что Россия — страна демократическая и ее глава ограничен двумя сроками.
На вечернем приеме поднял тост: «Господин президент, дорогой Николя, в своем выступлении несколько раз употреблял термин "стратегическое партнерство". Это не фигура речи — это на самом деле так. Сегодня с Францией нас связывают особые отношения, привилегированные отношения, близкие отношения. У нас действительно близкая система оценок того, что происходит в мире. У нас унифицированная система общения. У нас единая — во всяком случае я на это очень сильно надеюсь — единая шкала ценностей, и мы открыты к дружбе и сотрудничеству». Единая шкала ценностей — это круто. Все-таки Медведев больше европеец, чем кажется.
Итоги: время не потеряно. «Дорогой Николя Саркози» является самым надежным союзником Медведева в Европе. Если не поссорятся, то вдвоем они могут сделать много полезного.
Шестое. Обсудил по телефону с Ангелой Меркель организационные аспекты проведения торжественных мероприятий в Москве в честь 65-летия победы над фашизмом, а также ближневосточное урегулирование, иранскую ядерную проблему, глобальное изменение климата.
Итоги: время не потеряно. Германию Медведеву тоже надо окучивать.
Седьмое. Встретился с министром ресурсов и обладателем пятого дана карате Юрием Трутневым, который привез Медведеву специальную карту. «Красным цветом обозначены те территории, где превышение запасов снега — более 50 процентов. Есть территории, где запасы снега превышают среднегодовую норму в два раза», — сказал министр. Особенно гордо звучит «запасы снега». Типа, закрома Родины полны запасами снега.
Состоялся такой диалог:
Д. МЕДВЕДЕВ: Мне губернаторы говорили, что речка Томь промерзла на семь или на девять метров.
Ю. ТРУТНЕВ: Практически до дна промерзли реки, поэтому мы сейчас занимаемся мониторингом по всей территории страны, далее создаем резервные мощности за счет сработки водохранилищ, проверяем все гидротехнические сооружения. Субъектам выделено около двух миллиардов рублей на противопаводковые мероприятия. И мы вместе с МЧС держим всю эту ситуацию на контроле.
Д. МЕДВЕДЕВ: На контроле держать — мало. Надо провести необходимое совещание, связаться с основными вот этими территориями, которые красным цветом на карте отмечены, и получить от них точную информацию, что они будут делать, и какие сценарии они для себя предусматривают.
Река в Сибири замерзла зимой — какой неожиданный поворот! Судя по тому, как напряженно сихан Трутнев докладывал о своих действиях, было ясно, что ни он, ни президент этого никак не ожидали. В чем разница между «держать на контроле» и «связаться и получить информацию» людям, далеким от высокой политики, не понять ни в жизнь. Что такое «сработка», Медведев, видимо, знал, потому что не стал переспрашивать. Каких только слов не услышишь в кабинете президента России!
Итоги: время потеряно. Собрать информацию про лед на реках желательно до того, как реки начнут размораживаться в связи с неожиданно наступившей весной.
Восьмое. Послал кучу телеграмм, в частности, олимпийским чемпионкам по биатлону Анне Богалий-Титовец, Ольге Зайцевой, Ольге Медведцевой, Светлане Слепцовой. А также космонавту Михаилу Тюрину, актрисам Валентине Шарыкиной и Алине Покровской, художнику Валерию Страхову и т.д.
Как-то не с руки такому продвинутому пользователю опираться на отмирающий вид связи. Мог бы СМС послать или e-mail. Трудно представить сегодня космонавта, получающего телеграммы.
Итоги: время не потеряно. Людей надо ценить и показывать это даже в мелочах.
Девятое. Внес в Думу поправки к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления».
Там подробно расписывается, как бюллетень вкладывать в конверт, как заклеивать этот конверт и т.д. Все до деталей, например: «В день голосования председатель участковой комиссии до начала голосования сообщает присутствующим в помещении для голосования об общем количестве участников референдума, проголосовавших досрочно, и предъявляет для визуального ознакомления конверты с бюллетенями и список указанных участников референдума, после чего вскрывает каждый конверт. Если число досрочно проголосовавших участников референдума составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список на данном участке (но не менее 10 участников референдума), на оборотной стороне извлеченных из конверта бюллетеней проставляется печать участковой комиссии. Бюллетени досрочно проголосовавших участников референдума опускаются в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования)».
Страна юристов и фальсифицированных выборов. Кто помнит последний референдум?
Итоги: время не потеряно. Репутацию выборов в России надо срочно спасать, не говоря уже про референдумы, являющиеся прямой формой выражения воли единственного, по Конституции, источника власти в стране. Не путать с В. В. Путиным.
Десятое: Отдавал приказ провести парад 9 мая в Севастополе. В обход Януковича. Конечно, не парад в обход Януковича, а приказ. Раньше писалось: «Поручить правительству РФ согласовать с правительством Украины вопрос о проведении совместного военного парада». Теперь Медведев ограничился припиской «по согласованию с украинской стороной», что поставило Януковича в положение не равноправного партнера, а подчиненного. Ему теперь надо либо признать свое подчиненное положение, либо ввязаться в опасный политический скандал.
Итоги: время не потеряно. Нечего Януковичу первым делом в Брюссель ездить, признаваться в любви к ЕС и при этом отказываться от ЕТС. Одна буква, а какие последствия.
Одиннадцатое. Провел видеоконференцию с руководителями регионов, где объявил 525-е, самое последнее и наипоследнее китайское предупреждение о завершении составления списков нуждающихся в жилье ветеранов и предоставлении им жилья.
Правда, сам стал сдавать позиции. Цитата: «...у нас во многих регионах есть ветхое жилье, которое тем не менее признано пригодным для проживания, и в этом случае ветераны на учет просто не попадают. Нужно с этим тоже разобраться, и если нет возможности сию секунду эту проблему решить, то хотя бы помочь в решении этих элементарных задач, то есть, собственно, ремонт провести, еще что-то сделать... Надо поскрести по сусекам, посмотреть на региональные бюджеты, может быть, поискать какие-то дополнительные средства». Идея «поскрести по сусекам», да еще с «может быть», на элементарное жилье для ветеранов только добавляет запаху этому национальному позору.
Министр регионального развития господин Виктор Федорович Басаргин вообще отличился: «К сожалению, мы еще приросли — у нас уже 46 тысяч, то есть в целом за один месяц мы приросли на 9 тысяч человек». Представить себе, чтобы российский политик сказал, что он, К СОЖАЛЕНИЮ, обнаружил еще 9 тысяч живых ветеранов войны и теперь — блин! — ему надо делать какие-то дополнительные телодвижения и искать деньги, было трудно. Почти невозможно. Но Басаргин эту трудность легко преодолел. Гвозди бы делать из этих людей. И использовать для ремонта ветхого ветеранского жилья...
Хорошо, что Медведев это так не оставил: «Это только не "к сожалению", Виктор Федорович, не к сожалению в данном случае, а к счастью, потому что к сожалению — это для бюджета, но к счастью — для людей, которые, наконец, получат жилье, поэтому вы даже терминологически так никогда не говорите. Это наши ветераны; собственно, ради этого мы и совещание сейчас проводим, и ради этого я слушаю другие субъекты Федерации. Деньги найдем, я же вам говорил, и правительству давал поручение. Поэтому терминологию измените». Короче, свел к разнице в терминологии. А зря.
Итоги: время потеряно. Большая ядерная нефтегазовая держава, которая уже 65 лет судорожно пытается обеспечить жильем спасших ее ветеранов войны, не может не вызвать интерес у будущих антропологов.
Двенадцатое. Подписал указ о выплате денег инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и т.д., вдовам военнослужащих, погибших в период войны, вдовам умерших инвалидов и участников войны. Размер «премиальных» поражает своими масштабами — от 1 до 5 тысяч рублей.
Итоги: время не потеряно. Деньги ветеранам понадобятся, пока государство будет — «может быть» — «скрести по сусекам». Президент, с одной стороны, продемонстрировал размеры безграничной государственной благодарности ветеранам, а с другой — дал понять, что защита Родины от врага — дело бескорыстное. Война — не Олимпиада, чтобы на ее участников «беспрецедентные деньги» выделять.