Как общаться с продавцом в винном магазине, чтобы был толк
Заходишь в винный магазин и натыкаешься на продавца-консультанта, или кависта. Что у него спросить — черт знает. Разбитое сердце он не залечит, а бутылку красного и сам с полки схватишь. Но пользу от общения с консультантом извлечь можно, даже если не разбираешься в вине. Автор текста сам работал кавистом и уверен, что главное — задавать правильные вопросы.
Ты зачем сюда пришел?
По пути в винный магазин прикиньте: зачем вы вообще туда идете? Хочу бутылку красного на вечер и чтоб не дороже тысячи. Будет день рождения, нужно бутылок 12 игристого на такой-то бюджет. Я просто шел мимо, ничего конкретно мне не надо, но если попадется что-то интересное, куплю. Чем конкретнее скажете, что вам нужно, тем проще кависту будет сориентироваться и предложить варианты «по теме».
Заранее подумайте:
А поговорить?
Если кавист занят, лучше подождите, когда он освободится и сможет вас нормально выслушать. Первым делом спросите, как зовут сотрудника: вроде мелочь, но располагает к себе, потому что так делают очень немногие.
После знакомства попросите рассказать о магазине. Что нового приехало, какие вина самые популярные, какая страна лучше всего представлена. Обычно персонал пробует новые и популярные вина, чтобы смелее говорить о них с покупателями. Поэтому вы получите реальное описание вина, а не цитату с контрэтикетки, и лучше поймете, из чего выбирать.
В итоге вы выясните, например, что тут много игристого или отлично представлены Италия и Австрия. Выбирать лучше как раз из вин, на которые магазин делает ставку: шанс промахнуться будет меньше. Так что, если вы зашли за Испанией, но с ней тут проблемы, лучше откажитесь от риохи под стейк и берите красное из другой страны, с которой в магазине полный порядок.
Итак, как вести себя в магазине:
Чего желать изволите
Когда выяснилось, с чем в магазине хорошо и с чем не очень, расскажите кависту с поправкой на это, какое вино и зачем вам нужно, — в общем, то, что вы продумали в самом начале. Бутылка красного до тысячи для вечера с сериалом или игристое в подарок знающему человеку?
Для надежности можно показать фото любимых вин в Vivino или описать понравившееся вино. Главное — доходчиво объяснить, чем оно вас покорило. Аргумент в духе «понравилось, потому что густое и не кислое» или «люблю запах носков в вине, а там они как минимум недельные» сработает лучше, чем просто название.
Кависты обычно натасканы на ассортимент своих магазинов, а вин других производителей часто не пробовали. А вот описание вкуса вина или сорт и регион, которые они увидят на этикетке, помогут подобрать альтернативу.
Ну и обязательно расскажите, сколько вы готовы потратить. Кавист сразу прикинет, что у него есть и как влезть в бюджет. Если же сразу начнет предлагать вино дороже названной вами суммы, попросите объяснить, почему он не учитывает ваш лимит. Возможно, бутылки по вашему запросу и в нужном ценнике просто нет, тогда все честно. Но может быть и так, что вам по привычке стараются продать вино подороже, а после напоминания вернутся в нужные рамки.
Итак, будьте честны с кавистом и не стесняйтесь:
Карты, скидки, два по акции
Если из диалога вы вышли с бутылкой белого, розе или игристого, не забудьте спросить, есть ли в холодильнике такое же вино, но правильной температуры. Кависты иногда об этом просто забывают, поэтому позаботьтесь о себе сами. А если планируете вернуться за этим вином снова, например, в следующую пятницу — сообщайте. Кавист придержит несколько холодных бутылочек специально для вас.
Спросите о скидке и акциях. Тут важно не перепутать — задавать этот вопрос нужно в самом конце. Когда вы уже выбрали бутылку и стоите около кассы, узнайте, можно ли получить на нее скидку. Или спросите про скидочную карту.
Иногда магазин рассказывает об акциях в рассылках. Если он показался вам симпатичным и лежит на пути с работы домой — подпишитесь. А если разговор удался и вы набрали коробку-другую, узнайте — нельзя ли их доставить на дом. Многие магазины делают доставку при покупке от 3−5 тысяч рублей.
Задавайте вопросы перед покупкой:
Этим делу не поможешь
Не стоит критиковать магазин, даже если вам совсем не нравится выбор. Кавист в этом точно не виноват и поделать ничего не может. Разве что разделить с вами тоску о том, что вы не можете найти вино, которое пили в глухой испанской деревне. Или что за вино, которое в Европе стоит 5 евро, тут дерут три шкуры. Ну а если настроение совсем поганое и хочется отвести душу, можно взять игристого и сделать дома яростный сабраж.
Быть снобом и вообще выпендриваться тоже не очень эффективно. Знающего кависта вы этим оттолкнете и никакой пользы из него не выжмете. А начинающий просто впадет в ступор и не поможет даже там, где вполне мог бы.
Короче говоря
В общем, не так страшен кавист, как его малюют. И общение с ним бывает вполне плодотворно. А от бутылки хорошего вина вас отделяет всего несколько простых шагов:
Если задавать кависту правильные вопросы в нужной последовательности, будет толк, даже если вы совсем новичок. Получится и выбрать вино точно под свой запрос, и скидку получить. А когда придете в следующий раз, кавист подскажет, где хорошая цена и когда приедет новенький регион, и предложит бокал-другой вина на пробу.
Хорошим вином без лишних слов всегда обеспечит сервис Invisible. А чтобы вам было проще отличать хорошее от плохого, научит разбираться в вине и подарит с первым заказом пару правильных бокалов. Они помогают вину раскрыться и выдать максимум вкуса.