Бастрыкин хочет провести поголовную дактилоскопию Кавказа
Снять отпечатки пальцев и собрать образцы ДНК у всех без исключения жителей регионов, входящих в образованный недавно Северо-Кавказский федеральный округ, предложил глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин
Выступая вчера на расширенной коллегии Генпрокуратуры, Бастрыкин высказал ряд предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью на Северном Кавказе. По его словам, сбор персональных биометрических данных необходим «для формирования централизованных учетов для повышения эффективности работы по раскрытию преступлений».
Среди других предложенных мер — перерегистрация всех транспортных средств и введение в регионе новых номерных знаков. По информации правоохранительных органов, базы данных ГИБДД на Северном Кавказе сильно пострадали во время вооруженных конфликтов. Это позволяет перегонять на Кавказ угнанные в Центральной России автомобили и спокойно их легализовать здесь.
Напомним, что Северо-Кавказский федеральный округ был образован в январе текущего года. Согласно указу президента РФ Дмитрия Медведева, он был выделен из Южного федерального округа. В новое образование вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Чечня и Ставропольский край. Центром федерального округа стал город Пятигорск. Руководителем округа был назначен бывший красноярский губернатор Александр Хлопонин.
Среди руководителей кавказских республик первым инициативу поддержал президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он готов первым начать эту процедуру перерегистрации автомобилей в своей республике: «Я двумя руками за, потому что это может помочь стабилизации обстановки в регионе». Сбор же отпечатков пальцев, по его мнению, невозможен без принятия изменений в действующие законы: «Зная Александра Бастрыкина, могу сказать, что он ничего плохого не имел в виду».
А вот правозащитники осудили инициативы Следственного комитета без всяких оговорок. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала предложение Бастрыкина дискриминацией жителей Кавказа и нарушением презумпции невиновности в отношении жителей целого региона. Она предложила взамен взять отпечатки пальцев у всех государственных чиновников, ведь чиновники чаще переходят в разряд подозреваемых, чем кавказцы, считает она. Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов отметил, что жители СКФО могут воспринять инициативу главного следователя как личное оскорбление.
Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников также отметил, что права законопослушных жителей северокавказских областей могут теперь быть существенно ограничены. По его мнению, нововведения никак не помогут в борьбе с преступностью. Глава комиссии Общественной палаты по контролю за правоохранительными органами Анатолий Кучерена уверен, что сбор отпечатков пальцев является нарушением прав граждан.
Наконец, уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев заявил, что видит в инициативе угрозу инвестициям в регион, которых ожидали его жители после образования СКФО и назначения его главой Александра Хлопонина.

Прежде всего, я хотел бы поточнее выяснить, что такое «граждане, проживающие на территории Северо-Кавказского округа», как это называлось в выступлении г-на Бастрыкина на коллегии Генпрокуратуры. Хотелось бы напомнить, что у нас прописка запрещена Конституцией. Разрешена только регистрация, но и она носит, по существу, уведомительный характер.
То есть всякий человек может приехать, зарегистрироваться временно или постоянно и автоматически стать гражданином, подлежащим обязательной дактилоскопии и отбору образцов ДНК? Так что ли?
Или, может быть, г-на Бастрыкина интересуют граждане, имеющие отношение к Северо-Кавказскому округу как к месту их рождения? А если человек там родился, но уже много лет живет в другом месте? Отлавливать там, куда его судьба занесла?
Национальность как признак тоже не подходит, потому что национальностей, в административном смысле, в России никаких нет: специально было решено убрать эту графу из паспорта. Поэтому невозможно постановить, например, что следует дактилоскопировать всех, у кого в паспорте написано «аварец» или, скажем, «ингуш». Я сейчас не оцениваю даже, хорошо это было бы или плохо, справедливо ли, гуманно или нет, я просто напоминаю, что это, в административном смысле, невозможно. Более того, в России федеральный закон запрещает интересоваться национальностью. Человек сам может при желании указать свою принадлежность к тому или иному этносу. Например, он может официально просить о том, чтобы ему сделали специальный вкладыш в паспорт и там указали национальность, а может не просить. Но заставить его это сделать, даже попросить его об этом никто не вправе.
В этих обстоятельствах, мне кажется, что у г-на Бастрыкина и его коллег остается только одна возможность отличать граждан, имеющих отношение к Северо-Кавказскому округу и подлежащих дактилоскопии, от всех остальных граждан — просто по цвету глаз, волос, наличию синей щетины на щеках, по легкоузнаваемому акценту, по золотым зубам, по «девятке» с затемненными стеклами и прочим характерным признакам. То есть, русским языком говоря, Бастрыкин намеревается у всех «черных» брать отпечатки пальцев. Вот, собственно, так стоит вопрос. Можно прямо освещать эту политическую инициативу в прессе под таким заголовком: «Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ распорядился брать отпечатки пальцев у “черных”» — это будет совершенно справедливо.
Это традиционная для России вещь: «по форме все правильно, а по существу — издевательство», как сказал классик. Это ровно оно и есть. Ну да, действительно, имеется часть территории России, в которой уровень преступности выше, чем в других частях, где больше оружия гуляет, где существует традиция брать заложников, где регулярно случаются теракты, покушения на должностных лиц.
Тяжелая в криминальном отношении территория, неблагополучная. Такое, вообще-то, случается не только в России. Есть южная Италия, вниз от Неаполя, там тоже преступность выше, чем в других частях страны. Есть некоторые штаты и отдельные города США, где преступность выше.
Есть во Франции неприятные пригороды и целые районы... Есть в Турции целые регионы и области.И что? Поголовно всех там подвергать дактилоскопии? Я хотел бы видеть г-на Бастрыкина, который распорядился бы взять отпечатки пальцев у всех жителей Сицилии или Корсики.
Да, наверное, в зонах, где имеются специальные обстоятельства, связанные с уровнем преступности, нужно принимать какие-то специальные меры. Но я не вижу повода опускаться до мер дискриминационного, а уж тем более расистского характера. Потому что ясно ведь, что, раз приняв такое решение, его в границах «сложной» территории ни за что не удержать. У нас в Конституции заложен принцип, по которому люди «не приписаны» ни к какому определенному месту. Автомобили — да, приписаны, у них три последних цифры номера как раз означают регион. Оружие тоже приписано к региону. Поэтому и автомобили, и оружие можно при желании перерегистрировать, или как-то пометить, или хоть конфисковать, если будет законное решение.
А людей — нет. Они по закону свободны в передвижениях и выборе места жительства. Таким образом, эта инициатива приводит к ситуации, когда невозможно в рамках закона определить круг лиц, к которым она имеет отношение. И в этом ее изначальная порочность: она, в административном смысле, не формализуема. Значит, она создает положение, когда исполнение закона остается на усмотрение исполнителей. И вот исполнитель уже идет по улице, поигрывая резиновой дубинкой, или едет на патрульной машине, покрякивая в мегафон, и вдруг говорит напарнику: «О! Вот идет лицо, проживающее в Северо-Кавказском округе. Сейчас мы будем у него брать образцы ДНК!»
А образцы ДНК понятно же, из чего у него будут брать. У этого гражданина образцы ДНК всегда лежат в одном месте — в кошельке. Оттуда их и возьмут. И он эти образцы ДНК даст. Куда ж денется.

Устами Бастрыкина глаголет второй выбегалловский кадавр (первый был неудовлетворен только желудочно, а второй был титаном духа и деятельно хотел ВСЕГО).
На официальном уровне еще раз признается, что фактически Северный Кавказ — это не Россия. Во всяком случае конституция там явно другая. Так что, если на границе Чечни с Россией будут проверять отпечатки пальцев, у оптимистов появится дополнительный аргумент говорить, что хотя бы в чем-то мы от Америки не отстаем: там тоже у чужестранцев (правда, не у всех) снимают отпечатки и фотографируют глаза.
Бастрыкин не дурак. Среди них вообще сложно отыскать совсем уж дураков. Просто мыслят они по-особому. В личном плане — так хоть на икону: и спортсмены, и стихотворцы, и сирот усыновляют. А вот образ мыслей у них специфический, опасный для всего света. Их государственная позиция (обратите внимание на прилагательное «государственная» — в нашем случае оно восходит к слову «государь», к суверену) отчасти похожа на позицию Калигулы, сделавшего сенатором своего коня. А Калигулу никто не считает дураком и по сей день.
Эту реплику поддерживают: