Андрей Шмаров: Оживление в тупик
С индикаторами все в порядке, растут в полном соответствии с ранее сделанными прогнозами. Будут, скорее всего, расти и дальше, по крайней мере, думаю, до лета. Напрягает вот какой вопрос: что это за рост и доколе? В какую экономику мы въезжаем?
Совершенно очевидно следующее. Формируется экономика:
— сырьевая, и кризис эту сущность усилил: по его итогам обрабатывающая промышленность у нас провалилась в 2-3 раза глубже, чем добывающие отрасли;
— упрощенная, слабо диверсифицированная: кризис потоптал не только обработку, но и малый и средний бизнес, порезал планы технического перевооружения;
— неэффективная, очень консервативная, если не сказать допотопная, с полностью отсутствующим инновационным контуром;
— низкокачественная в плане производимой продукции.
Знаете, что это напоминает, если честно? Иран. И, если честно, мне это страшно не нравится.
Теперь другой вопрос: а как изменить этот тренд? Не знаю, но ясно, что без очень масштабных усилий (а это обязательно государство) ничего не получится. И здесь есть, пусть очень небольшая, надежда.
Во-первых, они все это уже понимают, почти уверен в этом.
Во-вторых, жизнь (точнее, страх) заставляет увеличивать гособоронзаказ (в результате в прошлом году ВПК у нас вырос на 10%, притом что обрабатывающая промышленность рухнула на 15%). Важно при этом, чтобы расходы на вооружения обязательно включали в себя и НИОКР, тогда мультипликатор для всей экономики гораздо выше. Судя по работе над истребителем пятого поколения, таковые предусмотрены.
В-третьих, немного везет. Я имею в виду Олимпиаду-2014, сопряженную с огромным и очень современным строительством, а это тоже весьма немалый мультипликатор (хорошо бы, кстати, именно для нашей экономики, а не для импорта).
Мало. Надо еще пяток таких очень реальных программ. Типа Степана Пачикова роботов с интеллектом, что ли...
Среднее время в пути выросло на 2,2 проц. пункта.
Поток людей в супермаркетах вырос.
Число квартир в аренду примерно на том же уровне.
Число вакансий примерно на том же уровне.
Стоимость корзины выросла на 1,7%.
Активность в блогах выросла на 7,5%.
О методике построения индикаторов можно почитать здесь.