/ Москва

Андрей Шмаров: Пятилетка индустриализации?

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 41

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

В начале о хорошем — небольшой репортаж из металлургического моногорода. Так вот, там о кризисе уже не вспоминают: заводы работают на полную мощность, занятость восстановилась (приняли назад на работу всех переводчиков, даже с немецкого), в супермаркетах лом народу, открываются новые бутики с вполне московскими ценами, такси не дождешься.

Еще хорошее: уже несколько месяцев Россия лидирует по притоку капитала на фондовый рынок развивающихся стран, до конца года прогнозируют рост индекса РТС до 2000 (перед кризисом было, помнится, около 2500).

Теперь проблемы. После новостей о том, что, согласно Eurostat, промышленное производство в Еврозоне в январе выросло на 1,7% (против ожидавшихся 0,7%), а ведущие американские компании (Caterpillar, GE и др.) возвращают производство из Китая в США (ослабление доллара к юаню сильно экономит издержки), я призадумался...

Первый вопрос. Это что за история такая: из области стратегии или конъюнктура? Если стратегия, то что будет, когда юань (рубль, бразильский реал, ранд) вдруг продемонстрируют стабильную — на уровне экономической политики — тенденцию к ослаблению? Не возобладает ли адский соблазн чистогана и не бросятся ли корпорации вновь эвакуировать основные фонды туда, где подешевле? А если конъюнктура, то как они умудряются так оперативно маневрировать на огромных расстояниях размещением современных очень непростых производств — это же не «Лего», в конце концов?

Второй вопрос. Если это вдруг прообраз новой промышленной политики Запада, то не коснется ли она нас, например, в виде свертывания и репатриации автомобильной сборки из Калужской и Ленинградской областей, Елабуги, Калининграда, Таганрога? Если да, то вот вам еще с пяток геморроев уровня Тольятти — «АвтоВАЗа». Последний, похоже, как-то очень со скрипом, но разруливают, а вот случись эта история в многократном размере, то наступит абсолютно полная ж...

Третий вопрос. Подобная промышленная политика «Айда домой!» наверняка приведет к ограничениям в распространении технологий, мол, самим нужны (по типу того, как не дают нам прикупить «Опель» и «Сааб»). Как тогда будем модернизироваться?

Среднее время в пути практически не изменилось.

Поток людей в супермаркетах не изменился.

Число квартир в аренду на том же уровне.

Число вакансий снизилось на 2,5 проц. пункта.

Стоимость корзины выросла на 1,2%.

Активность в блогах снизилась на 15%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

Комментировать Всего 18 комментариев
у меня друг уже пару лет ездит на промышелнную выставку - он говорит - уже "ЛЕГО"

Оба раза возвращался офонаревший - "в голове не укладывается как они это делают - о таком я даже и не мечтал"

это при том что он:

- с техническим образованием

- работал когда-то на военном заводе

- все может сделать своими руками и много лет проработал в управлении базами данных у одного из крупнейших ритейлеров в США.

99% публики даже приблизительно не представляет уровня развития промышленности в развитых странах. И я понимаю, что я в этих 99%...

Дима, а нельзя попросить его поделиться впечатлениями?

спрошу еще раз...

Из того что помню:

- где стоит станок, уже нет никакой разницу - в Китае, Неваде или Мексике - самое главное это дешевое электричество, из-за стоимости технологии, стоимость рабочей силы потеряла былое значение

- станки начали делать как в фантастических фильмах - кладешь на столик деталь, и станок выдает тебе точную копию из заказанного материала - пластик, дерево, композиты различные... нажать при этом нужно олдну кнопку

- владеют всем американцы, китайцы приезжают только воровать технологии и показывать, что они что-то тоже научились делать и хотят продать это дешевле. кроме этих двух наций никого толком больше не видно.

-  огромные производства управляются пятью-десятью человеками - все остальное автоматы, которым не нужно ни отопления, ни вентиляции, ни пенсионных выплат.

В качестве примера хорош завод БМВ в Южной Каролине (мне кажется многие не в курсе, что всем известных X5, X6,X3 и все мелкие кабриолетики собираются черными в одном из самых бедных штатов) - http://www.autoblog.com/2009/09/10/bmw-plant-in-spartanburg-sc-produces-1-5-millionth-vehicle/

А теперь стоит сравнить с численностью работающих -  5000 (!!!) работников...

Вообще странно будет, если крупные американские и иные иностранные компании начнут массово возвращаться в места первоначального обитания.

Во-первых, легко вернуть только производства в те сектора где есть свободные мощности, иначе издержки перевода производства будут слишком высоки. А высокие издержки можно принять только в случае политического решения, я о таком пока не слышал.

Во-вторых, кто работать будет на производствах? Америка уже не один год мало что производит сама, а уровень безработицы был не высок, значит высвободившаяся рабочая сила как-то устроилась. Тех, кто сейчас вытолкнут или выталкивается из автопроизводства на всех не хватит. Если китайцев завозить, то в чем смысл упражнения?

А в-третьих, тенденция к глобализации, глокализации и т.п., похоже, исчерпана. Судя по всяким статьям и интервью, крупные мировые производители начинают думать не о моде, а об эффективности, в т.ч. социальной и это, вероятно, действительно поменяет картину мира.

P.S. Жаль что вакансий стало меньше. Меня это напрягает.

Про рабочие места всех напрягает. Если бы занятость начала расти, то все, амба, вылезли. А она в лучшем случае стабилизировалась.

Факт!

Я бы даже сказал (но это чистые ощущения), что стабилизация есть только в общем. Кто-то продолжает сокращаться, а кто-то создает что-то новое или добирает людей. Что касается моей "ниши", число вакансий как минимум не растет.

"От каждого по способности, каждому - по потребностям"

Если перечитать пост Маришкина, то становится непонятно каким таким чудом начнет расти занятость. Мне кажется, Андрей, что общество упорно приближается к ситуации, когда обществу  легче обеспечить приличный уровень существования всем неработающим, за счет высокой производительности труда работающих,  чем добиваться того, чтобы все имели работу.  То есть мы приходим к заветному: "От каждого по способности, каждому - по потребностям"

При этом я понимаю, что возникает большее количество новых проблем: этических, психологических и прочих, нам еще неизвестных. 

"Маришкин" правильно ведь?

Да, Дима?

Это не было умышленно

Спасибо, что вовремя заметили: меня уже в сотый раз подводит автоматический спелчекер. Приношу свои извинения и Вам и Дмитрию. 

Возникает вопрос, что же мы можем предложить этому миру роботов и мобильных производств?

Вероятно только одно: крепить свою потребительскую корзину, искать дорогие вакансии и дешевое жилье.

... или начинать искать пути конвергенции с этим миром роботов :( Все читаем Singularity is Near)

Степан, прочитал! Вслед за Эллочкой-Людоедочкой восклицаю: Жуть!

Мне больше нравятся традиционные народные страдания под гармонь, когда каждый куплет произносится в отстраненно-меланхолическом стиле, с неспешным растяжением мехов по его окончанию:

Колокольчики-бубенчики , ду-ду...

Ой, я сегодня на работу не пойду...

Пусть работает железная пила...

Ой, не для того меня мама родила...

Лёш, я продолжу?

- А пусть работает железный паровоз

- Какого хера он сюда меня привез!

Гимн нашего стройотряда 1973 г.

Совершенно верно, Андрей!

Я в стройотряде это впервые и услыхал! Традиции - великая штука!

Андрей, два противоположных замечания: я думаю, что у транс-национальных гигантов есть много оснований полагать, что тенденция к укреплению юаня - устойчивая, как бы ее ни тормозили китайские товарищи; и одновременно я думаю, что обратный перенос производственных активов в США - сугубая фантазия, даже на самом верхнем этаже (где минимум вредных выбросов), все равно масса ручного труда, да и перспективные рынки для того же Катерпиллера - в Азии.

Ну как фантазия, Павел?! Все-таки WSJ сообщил, это же не Комсомолка...

А теперь - о погоде для бизнеса

Андрей, отправил Вам на пробу новость с комментарием, жанр специфический, нужно набить руку.